Евразийскому экономическому союзу - быть!

Интеграционный процесс крепнет и развивается. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве началась в 1993 году в рамках Союза Независимых Государств. В 2000 году было создано ЕврАзЭс. В 2010 году была договоренность о создании Таможенного союза. 1 июля 2011 года его создали. В начале 2012-го было объявлено о едином экономическом пространстве, которое стало прообразом создаваемого ЕАЭС.

29 мая текущего года в Астане Беларусь, Казахстан и Россия подписали Договор о создании Евразийского экономического союза. Можно без преувеличений сказать, этого события патриотическая общественность наших стран и других государств постсоветского пространства ждала долгих двадцать три года после распада Советского Союза. И вот это событие произошло.

Три страны станут с 1 января 2015 года первыми участницами нового интеграционного формата и возьмут на себя обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в границах трех государств.

Для граждан и предпринимателей данных трех стран изменения выразятся в отсутствии таможенных границ, возможности свободного трудоустройства на территории трех стран, легитимности документов об образовании в ЕАЭС. Будет равный доступ к медицинскому обслуживанию, общая страховая зона, что особенно важно для автомобилистов, подоходный налог будут взимать в стране пребывания не с 183-го дня, а с первого.

Какова же геоэкономика и геополитика произошедшего?

Со вступлением в силу Договора о создании ЕАС создается общий крупный региональный рынок численностью более 170 миллионов человек с совокупным ВВП около 2,6 трлн. долларов. Союз обладает огромными запасами природных ресурсов, в том числе энергетических. На него приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15 процентов нефти. У стран «тройки» развитая промышленная, индустриальная база, мощный кадровый, интеллектуальный, культурный потенциал. Снимаются внутренние таможенные барьеры, объединяются рынки капитала, услуг, рабочей силы и т.д.
Географическое положение позволяет создавать транспортные, логистические маршруты не только регионального, но и глобального значения, завязывать на себя масштабные торговые потоки Европы и Азии. С 2015 года начнется постепенное объединение энергетических, транспортных, финансово-экономических систем, будут закладываться основания для введения единой валюты.

В перспективе интеграционный эффект в виде роста совокупного ВВП трех стран может составить к 2030 году порядка 900 млрд. долларов. Конечно, снятие всех барьеров во взаимной торговле потребует времени. Тем не менее, уже известно по годам, что и как будет интегрироваться.

В ходе переговоров были разрешены и наиболее острые вопросы двусторонних экономических отношений - между Россией и Казахстаном это были алкоголь и табак, между Россией и Беларусью - нефтепошлины. Не зря президент Беларуси накануне подписания договора сказал, что договор является неким компромиссом и это не тот договор, на который рассчитывала Беларусь. Т.е. все стороны при его подписании чем-то поступились, при этом, однако, понимая, что совокупный экономический эффект гораздо важнее.

Стороны договорились, что к 2019 году будет сформирован общий рынок электроэнергетики, а к 2025 – нефти и газа. Это означает, что на таком рынке действуют унифицированные или гармонизированные правила, которые соответствуют согласованным принципам: не дискриминационный доступ к трубе, рыночные цены на нефть, нефтепродукты и газ. В 2016 году президенты стран ЕАЭС должны утвердить концепцию общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов». Т.е. к 2025 году будет снята и эта, наверное, самая острая проблема подписанного сегодня соглашения.

К 2025 году должна быть завершена и интеграция финансовых рынков. К 1 января 2016 года национальные правительства должны проработать схему гармонизации отраслевого законодательства для работы. К концу 2017 года должны быть установлены общие требования для выдачи и отзыва банковских, брокерских и страховых лицензий с их взаимным признанием после 2020 года. Унификацию всех надзорных требований к банкам, страховым компаниям и брокерским домам завершат к концу 2019 года.

Вместе с тем, вопрос введения единой валюты пока не стоит даже в отдаленной перспективе 2025 года. Тот уровень экономической интеграции, который существует сейчас на экономических и финансовых рынках наших стран, позволяет сделать вывод о том, что объективных экономических предпосылок для введения единой национальной валюты на пространстве стран-членов Евразийского экономического союза в 2025 году на сегодняшний день не существует. Поэтому необходимо решать задачи по проведению нашими странами согласованной валютной политики. В частности, на повестке дня стоят вопросы по повышению роли национальных валют государств-участников ЕЭП во внешнеторговых и инвестиционных операциях. Обеспечение взаимной конвертируемости валют снизит издержки по конвертации за счет исключения посреднических валют – доллара и евро.

Валютный союз – высшая форма экономической интеграции. Но для реализации этого проекта необходимо сначала выйти на согласованные действия в макроэкономике, валютной политике, формирование к 2020 году условий функционирования единого рынка финансовых услуг. Только после решения этих задач можно говорить о более высоком уровне интеграции наших стран.
О чем говорит подписание Договора в политическом плане?

Во-первых, на территории Евразии создается новый мировой экономический субъект со своими целями, задачами и интересами. Его создание позволит национальным правительствам гораздо лучше защищать торгово-экономические интересы как государств, так корпораций и граждан в мировой конкурентной борьбе. Это должно сказаться как на уровне доходов, так и на уровне благосостояния всех слоев населения, социально-экономической стабильности наших государств. А это уже вопрос национальной безопасности.

Во-вторых, в течение 2014 года к Евразийскому экономическому союзу должны присоединиться еще две страны - Киргизия и Армения. Их экономический вес, конечно, не такой большой, как основателей евразийской тройки. Тем не менее, их вхождение в Евразийский союз расширит зону безопасности и стабильности еще на два государства, которые, надо отметить, находятся в очень неспокойных с точки зрения мировой геополитики регионах Евразии. А их стабильность существенно повышает не только стабильность прилегающих стран, но и территории самого Евразийского союза.

В-третьих, создание Евразийского экономического союза имеет большое значение в рамках Шанхайской организации сотрудничества, т.к. Россия получает дополнительные рычаги влияния на эту организацию, а Беларусь и Казахстан благодаря этому также получили возможность расширить свои торгово-экономические связи со странами ШОС.

В-четвертых, создаваемый союз занимает центральное место на евразийском континенте. Следовательно, его нельзя будет обойти торговыми, транспортными и инфраструктурными проектами евразийского значения: все они должны будут пройти по территории Евразийского союза. А это дополнительные финансовые вливания в экономику наших стран, которые также создают дополнительный запас прочности.

В-пятых, созданный союз, в купе с поддержкой Китая, позволяет России, как главному геополитическом игроку евразийского пространства, совсем иначе вести диалог с Европой и США, что также качественно меняет всю расстановку сил в мире и создает дополнительные гарантии от всякого рода «цветных революций», а по сути дела, просто государственных переворотов в наших странах наподобие тому, что мы наблюдали этой зимой в Киеве.

Подписанный Договор содержит посыл нашим западным «партнерам» о смене правил игры на мировой шахматной доске. И теперь Западу предстоит иметь дело с новой геополитической реальностью и приспосабливаться к ней.

Автор: 
пресс-служба КПБ по материалам информагентств
Номер газеты: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
2 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.