Газиз Алдамжаров: Патриотизм – это честное служение Родине

Лев Гумилев говорил, что этническая история не прекратится никогда, покуда жив человек. Точно так же не ослабнет внимание к дискуссиям о национальных отношениях, лишь бы они не наносили вреда межнациональному согласию, лишь бы формировали взаимопонимание и общую точку зрения. О соотношении национального и интернационального – наша беседа с первым секретарем ЦК Компартии Казахстана Газизом Алдамжаровым.
– Газиз Камашевич, каково ваше мнение о значении патриотизма и интернационализма в современной ситуации?
– Интернационализм в классическом понимании был идеологией. Он отражал дружбу, сотрудничество между народами. Об интернационализме чаще вспоминали, когда говорили о солидарности пролетариата разных стран в борьбе с эксплуататорами. Но в советское время интернационализм, с одной стороны, противопоставлялся буржуазному национализму, понимаемому как идеология национальной исключительности – как шовинизм. С другой стороны, интернационализм не принимал буржуазного космополитизма, который воспринимался как отрицание всяких национальных корней. То есть утверждалось, что мы – против национальной исключительности, но одновременно пролетарский интернационализм отвергал буржуазный космополитизм. Это значит, что каждый народ, каждая нация должны не забывать своих корней. Интернационализм подразумевает необходимость наднационального объединения. В нем все народы должны быть равными. Я считаю, сегодня интернационализм выгоден казахам, он поможет бороться с внутрижузовым делением – пороком, который существует в казахском обществе. В то же время сейчас интернационализму противопоставляется национал-патриотизм. Но ведь патриотизм – это нравственный и политический принцип. Он предполагает наличие людей, которые готовы защищать честь своей Родины, бороться за ее процветание. Главной составляющей патриотизма является национальная ответственность – на это надо особо обратить внимание. Национальной ответственности у нас еще маловато. Национал-патриотов многие представляют ущербными людьми. Хотя в любой другой стране чаще всего они считаются великими личностями. Сокращение понятия вносит искажение. На самом деле они должны именоваться национальными патриотами! То есть казахскими патриотами. Сама дефиниция говорит о том, что этот человек болеет за свою Родину. И само по себе определение понятия «национальный патриот» не предполагает, что он должен быть только казахом. Например, Герольд Бельгер всегда и везде будет казахским писателем. Вряд ли в Германии о нем скажут, что он – немецкий писатель. Он был и остается казахским писателем. Я хочу сказать, что если люди признают Казахстан как свою Родину, не чувствуют себя внутренними эмигрантами на этой земле, то они – истинные национальные патриоты. Родина бывает одна. Поэтому нам всем нужно выбирать, какую Родину любим, являемся ли мы казахстанцами. Когда во времена Советского Союза мы выезжали за границу, не говорили, что мы казахи. Нас представляли как россиян. А сегодня, хотим мы или не хотим, за границей будем казахами, представляющими государство. И это предполагает присутствие патриотизма у всех у нас. И если патриотизм будет ответственным чувством, в стране у нас все будет нормально.
– Существует ли отдельно казахский патриотизм?
– Будущее нашего государства зависит от восстановления материальных и духовных сил казахского народа, укрепления национального единства, усиления его роли, как центра притяжения. Слабый народ таким центром притяжения быть не может. Все народы, живущие на этой земле, равноправны. Но мы говорим, что казахи должны стать государствообразующей нацией – по истории проживания, численности, по ответственности за страну, которую они берут на себя. Если такой процесс не удается, страна неизбежно расчленяется. И попытки ликвидировать естественное неравенство означают стремление привести к расчленению страны и разрушению государства. Мы не должны говорить отдельно о коммунистическом патриотизме, социалистическом патриотизме или капиталистическом – так не бывает. Патриотизм может быть только одного рода. Патриотизм – это честное служение Родине, на благо ее процветания. Во время войны впереди всегда шли коммунисты – пассионарная часть воинов. Они имели честь и совесть, не могли оставаться в задних рядах, шли первыми. Я считаю, что люди, которые вели бойцов в атаку, были национальными патриотами, потому что Советский Союз в основе был национальным государством. И коммунисты защищали Отечество, при этом еще каждый защищал свою страну. И когда сегодня коммунисты хотят быть патриотами, некоторые считают, что это неправильно, что они должны быть интернационалистами. Хотя интернационализм и патриотизм противопоставлять нельзя. И патриотизм, и интернационализм направлены на процветание страны, мирной жизни на этой земле. Ленин говорил: «Патриотизм человека, который будет лучше три года голодать, чем отдать Россию иностранцам, – это настоящий патриотизм, без которого мы три года не продержались бы. Без патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики. Это лучший революционный патриотизм». Так что нельзя считать, что патриотизм того времени и сегодняшний патриотизм казахов – это разные вещи. Патриотизм остается настоящим чувством, в какой бы форме он ни выражался.
– В последнее время звучали обвинения в том, что Компартия превращается в «национал-коммунистическую партию». Так ли это?
– Я говорю о том, что казахам сегодня действительно тяжело. Они проигрывают в продвижении казахского языка. Но почему-то, когда я говорю, что они должны подняться до уровня русских людей, это осуждается. Как понимался пролетарский интернационализм при Советском Союзе? С одной стороны, нельзя было говорить ни одной нации, что она лучше всех, с другой стороны, считалось неправильным, когда человек не помнил своих корней. То есть нужно было знать свои корни и при этом уважительно относиться к другим. Сегодня я, казах, говорю на русском языке, воспитан на русской культуре, русской литературе. При этом я не говорю о казахской исключительности. Просто хочу, чтобы казахи поднялись до уровня русских, были наравне с лучшими сыновьями русского народа. И казахи, и русские люди должны знать русский и казахский языки. Разве в этом есть национализм? Никто ведь не осуждает Зюганова, когда он говорит, что те, кто правит Россией, сегодня объявили геноцид русскому народу. Он говорит, что русский народ находится на грани деградации. Я тоже говорю о казахах не потому, что это исключительная нация, а потому, что казахи находятся на грани деградации! У них нет работы, специальности, отняли природные богатства, уехать в другую страну они не могут. И почему я не могу казахский народ защищать?
– Возможно, заявления о националистических тенденциях отражают опасения, что внимания к русскому народу в Казахстане будет меньше?
– Мы хотим быть такими же образованными, культурными людьми, специалистами, как и русские. Хотим быть равными, знать вместе и русский, и казахский языки. Мы живем в одной стране. И почему русские не должны болеть за развитие казахского языка? Если у них не изменится отношение к казахскому языку, то не будет развития и русского языка. Нам нужно и то и другое. Поэтому я не считаю, что в настоящее время коммунистическая идеология обретает какой-то национальный облик. Мы боремся за всех, кто на этой земле плохо живет. Но сегодня в более бедственном положении на собственной земле оказались казахи. В Казахстане сложилась парадоксальная ситуация, когда в управлении страной 85% людей – казахи, но при них не развивается казахский язык, не складывается устойчивая политическая и экономическая система. Сегодня более всего разваливается село, в котором живут казахи. Мы другого никого в этом не виним. Как и у Компартии России, наш патриотизм направлен на борьбу с властью, с существующим режимом! И как такая борьба может иметь национал-коммунистический характер, когда я обращаюсь к таким же казахам, как я, но во власти, которые должны решать национальные проблемы?
Ербол КУРМАНБАЕВ
Справка КБ
Газиз Камашевич АЛДАМЖАРОВ родился в селе Красный Яр. Дед и прадед были потомственными рыбаками. Отец – офицер, ветеран и инвалид Великой Отечественной войны. В юности работал трактористом, сантехником, шофером молоковоза, слесарем.
Окончил Астраханский технологический институт рыбной промышленности, Академию общественных наук при ЦК КПСС, инженер-механик, политолог.
После окончания института работал главным инженером колхоза «Заря коммунизма» (1972-75 гг.); главный инженер, председатель правления колхоза им. Дзержинского (1975-81 гг.); главный инженер Гурьевского рыбопромышленного объединения «Рыбпром» (1981-86 гг.); первый секретарь Денгизского райкома Компартии Казахстана (1986-87 гг.); секретарь Гурьевского обкома Компартии Казахстана (1987-90 гг.); первый секретарь Гурьевского обкома Компартии Казахстана (1990-91 гг.); председатель Гурьевского областного совета депутатов, заместитель председателя Комитета Верховного Совета РК по экономической реформе, бюджету и финансам, председатель Контрольной палаты Верховного Совета (1990-92гг.); сопредседатель Социалистической партии Казахстана (1994-1996гг.); заместитель председателя Республиканской народной партии Казахстана (1998-2001 гг.); сопредседатель Форума демократических сил Казахстана (1999-2001 гг); государственный инспектор организационно-контрольного отдела администрации президента РК (2001-2003 гг.); посол Казахстана в Беларуси (2003-2006 гг.).
С апреля 2010 года – первый секретарь Коммунистической партии Казахстана.
Награжден орденом «Знак Почета».
Сменился лидер компартии Казахстана
В руководстве коммунистической партии Казахстана произошли кадровые изменения. Первым секретарем компартии стал Газиз Камашевич Алдамжаров.
Кандидатура Г.Алдамжарова утверждена на апрельском с.г. пленуме ЦК партии в минувшую субботу по представлению лидера КПК Серикболсына Абдильдина. «На пленуме я попросил однопартийцев освободить меня от должности и предложил назначить первым секретарем КПК Газиза Алдамжарова. Партийцы не хотели меня отпускать, но своим уходом я решил показать, что нужно знать чувство меры и что нельзя пожизненно оставаться на одном и том же посту», – сказал С.Абдильдин в понедельник КазТАГ. По словам С.Абдильдина, решением пленума КПК он останется почетным членом компартии.

Автор: 
Ербол КУРМАНБАЕВ
Номер газеты: