Государственные символы Республики Беларусь священны и нерушимы

В этом году исполнилось 20 лет со дня проведения майского республиканского референдума, на который были вынесены многие важные вопросы, в том числе о государственной символике. Принятые решения на основе волеизъявления граждан имели судьбоносное значение. Наша государственная символика стала важнейшим атрибутом белорусской государственности, эффективным средством патриотического воспитания, консолидации общества. Государственный герб, Государственный флаг Республики Беларусь отражают историю, традиции и национальные особенности государства, символизируют трудолюбие, патриотизм и героизм белорусского народа.

Как известно, традиционные символы БССР в сентябре 1991 г. были заменены по решению Верховного Совета ХІІ созыва гербом «Погоня» и бело-красно-белым флагом, что тогда вызвало негативную реакцию в обществе. Белорусы справедливо заявляли, что эти «новые» символы пропагандируют и олицетворяют откровенный фашизм и коллаборационизм. Белорусское общество требовало отмены профашистской символики.

Учитывая эти обстоятельства, Президент Республики Беларусь А. Лукашенко в 1995 г. внес предложение вынести вопрос о государственной символике, наряду с другими вопросами, на республиканский референдум. При Администрации Президента была создана специальная комиссия для разработки эталонов герба и флага, положения о государственных символах. В комиссию вошли известные белорусские ученые, деятели науки и культуры, живописцы и графики, специалисты по геральдике. В течение короткого времени комиссия разработала рисунки и положения о гербе и флаге. Прошли оживленные дискуссии в обществе, какими должны быть государственные символы.

На республиканском референдуме, состоявшемся 14 мая 1995 г., народ Беларуси большинством голосов высказался за предложенные комиссией варианты герба и флага. За установление новой государственной символики проголосовало 75,1% граждан, участвовавших в референдуме.

Родословная герба Республики Беларусь берет начало 1 января 1919 г., когда было провозглашено новое государственное образование – Социалистическая Советская Республика Белоруссия. В Конституции молодой республики, принятой 3 февраля 1919 г. Первым Всебелорусским съездом Советов, содержалось описание первого герба белорусского государства, копировавшего почти зеркально (кроме названия республики) существовавшие тогда гербы РСФСР и УССР.

После принятия герба СССР возникла необходимость учреждения нового герба БССР. 11 апреля 1927 г. VIII Всебелорусский съезд Советов единогласно утвердил рисунок герба (автор – художник В. В. Волков), и его описание было закреплено в Конституции БССР. Существенные изменения в изображение герба республики были внесены в 1938 г. Герб Белоруссии в редакции 1938 г. просуществовал до осени 1991 г. Небольшие изменения, внесенные в 1939 и 1958 гг., нисколько не изменили внешний облик герба.

В основу одобренного на референдуме 1995 г. герба Республики Беларусь был положен герб, существовавший до сентября 1991 г., хотя были внесены некоторые изменения. Венок издревле является символом славы, чести и величия. Колосья ржи, составившие венок, - эмблема плодородия, животворной силы. Этот элемент используется в геральдике многих стран. Клевер и лен, вплетенные в колосья ржи, означают верность, постоянство, единство, трудолюбие, связь с Природой. Солнце – древнейший космический символ, олицетворяющий жизнь. Изображение земного шара свидетельствует о том, что Республика Беларусь стремится к интеграции и готова участвовать в интеграционных процессах в качестве равноправного субъекта.

Элементы Государственного флага Республики Беларусь – трехцветие и национальный орнамент – несут глубокий символический и исторический смысл. Красный цвет с древнейших времен символизирует солнце, главный источник энергии, который питает все жизненные процессы на Земле. Есть все основания полагать, что традиция почитания людьми этого цвета восходит к глубокой древности и связана с поклонением человека огню, обеспечивающему ему существование.

Вместе с тем красный цвет – это олицетворение воли, зрелости, мужества, благородства, власти, солидарности в борьбе за высшие идеалы человечества. Польский хронист М. Стрыйковский свидетельствовал, что в Грюнвальдской битве (15 июля 1410 г.), когда соединенные силы Польши и Великого княжества Литовского разбили Тевтонский орден крестоносцев, знамена отрядов Вилейской, Минской, Полоцкой и Смоленской земель были красного цвета. Этот цвет использовался в символике Беларуси и в более поздние времена. В XIX в. он берется на вооружение различными революционно-демократическими организациями и движениями многих европейских стран. Революционные события в Беларуси в начале ХХ века происходят при доминирующем использовании красных знамен. Конституционное закрепление красного флага произошло в феврале 1919 г. на I Всебелорусском съезде Советов. Наконец, красный флаг – это символ Победы над фашизмом. Таким он сохранен в памяти многих людей и сегодня. Красный флаг оставался символом Белорусской ССР до 1951 г.

Зеленый цвет также использовался для знаменных полотнищ на белорусских землях еще в XVI веке. Этот цвет олицетворяет Природу, растительность, является символом молодости и энергии и уходит своими корнями в древнюю славянскую историю. Убедительным доказательством языческих традиций служит сохранившееся и по сей день празднование белорусского Семика (Сёмухi, тройцы, зялёных святак, зелянiцы) – древнейшего земледельческого праздника. В его основе – культ зеленых растений. Позднее этот праздник был посвящен культу православной Троицы.

Красный и зеленый цвета соединились на полотнище Государственного флага 25 декабря 1951 г., когда Президиум Верховного Совета БССР утвердил новый флаг. Необходимость принятия нового флага была вызвана, во многом, внешними обстоятельствами. Как известно, еще в 1945 году БССР стала страной-учредительницей Организации Объединенных Наций (вместе с СССР и УССР). Флаги этих государств были практически идентичны, что противоречило нормам международного права и требовало соответствующих корректировок. Существовало и стремление определенным образом отразить и воплотить национальные особенности указанных советских республик. Рисунок нового белорусского флага выполнил художник М. И. Гусев, а в работе комиссии, рассматривавшей различные проекты, приняли участие Я. Колос и М. Лыньков.

На флаге БССР образца 1951 г. появился еще один элемент – вертикальная полоска орнамента в белорусском стиле. Этот орнамент имеет прямую связь с древним славянским земледельческим символом «ромб с крючками», олицетворявшим Бога Солнца. Подобные ромбовидные символы присутствовали, как свидетельствуют археологические раскопки, на многих изделиях, прежде всего на посуде, эпохи неолита (III-II тыс. до н.э.), а также так называемой зарубинецкой культуры (сер. III в. до н.э. – начало II в. н.э.), относящейся к раннему железному веку.

Некоторые исследователи полагают, что за основу орнамента на флаге был взят рисунок орнаментального узора «Восходящее солнце», выполненного на полотенце крестьянкой дер. Костелище Сенненского района Витебской губернии Матреной Маркевич в 1917 году.

На Государственном флаге БССР орнамент белого цвета размещался на красном фоне. На Государственном флаге Республики Беларусь тот же орнамент красного цвета расположен на белом фоне. Нынешний вариант более соответствует традициям белорусского орнаментального искусства, в котором на белую основу наносится цветной узор, а сам орнамент красного цвета широко распространен. Таким образом, наша символика основывается на исторических традициях, выражает чаяния, творческие, созидательные стремления белорусского народа.

Однако не секрет, что на протяжении многих лет некоторые деятели антирусской направленности не оставляли усилий по реанимации «Погони» и бело-красно-белого флага. Именно под этими, отвергнутыми народом, символами проходили и проходят многие прозападные тусовки. А вскоре стали происходить события, которые заставляли о многом задуматься. Неожиданную помощь антибелорусским символам и их приверженцам оказали «геральдические» чиновники.

В 2010 г. состоялась пресс-конференция заместителя председателя Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь, директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции В. И. Адамушко, секретаря этого совета М. М. Елинской, а также одного из членов совета – В. И. Ляхора. Мероприятие было приурочено ко Дню Государственного герба и Государственного флага, Однако о наших принятых народом символах речь практически и не шла. Хотя, казалось бы, юбилей всенародного референдума, подавляющим большинством принявшего эти важнейшие государственные символы, давал необходимый информационный повод еще раз напомнить об их непреходящем значении. Все происходило, однако, с точностью «до наоборот». Например, согласно стенограмме пресс-конференции, речь шла, в основном, как раз об отвергнутом белорусским народом на референдуме гербе «Погоня». Правда, выступавшие стыдливо называли его «вооруженный всадник», «всадник с мечом», что сути дела, разумеется, не меняло. Получалось, что члены геральдического совета фактически протаскивают профашистские символы.

В свое время с легкой руки некоторых так называемых «историков» герб «Погоня» выдавался в качестве древнейшего белорусского символа на основании выдумок известного антисоветского и антирусского деятеля В. Ю. Ластовского.

Профессор С. Е. Рассадин в своей монографии (кстати, почему-то изъятой тогда из государственной продажи по решению Министерства информации) убедительно доказал западноевропейское (немецкое) происхождение «Погони», позаимствованной литовскими князьями. Оказалось, что ее различные варианты поначалу приняли русские князья – Александр Невский, Даниил Галицкий. Судя по всему, литовский князь Наримунт (в крещении – Глеб), некоторое время «стажировавшийся» в Новгороде в качестве служивого князя, потом вернулся в Литву и, наверное, в качестве «заграничного подарка» привез с собой «Погоню». Так немецкий рыцарь стал символом литовских князей.

Современные «геральдисты» оказались также в плену «Погони», протаскивая ее в современную геральдику городов Беларуси. При этом они ссылаются на некие будто бы существующие исторические приоритеты «вооруженного всадника». По словам того же В. И. Адамушко, «этот геральдический символ изображен на гербах городов Витебск, Верхнедвинск и Лепель Витебской области, а также города Речицы Гомельской области. Таким образом, изображение этого герба закреплено исторически и официально». Можно подумать, что «Погоня» обосновалась в данных гербах чуть ли не в эпоху Великого княжества Литовского.

Между тем хорошо известно, что из исторических городских гербов Беларуси это едва ли не самые поздние, возникшие лишь в самом конце XVIII – середине XIX вв. Витебский и верхнедвинский (тогда – дриссенский) гербы с «вооруженным всадником» появились в 1781, речицкий – в 1845, а лепельский – лишь в 1852 г.. Хорошо известно также одно из основополагающих, базовых правил как отечественной, так и международной геральдики: приоритет признается всегда за более ранним по возрасту гербом. Кстати, именно поэтому в качестве официального герба Витебска был в 2004 г. восстановлен отнюдь не выше упомянутый «вооруженный всадник», а как раз пожалованный этому городу еще в 1597 году с изображением головы Спасителя, повернутой вправо, под которой находился обнаженный меч. Кстати говоря, меньше повезло еще более раннему могилевскому гербу 1577 г., изображавшему «вежу мурованную, высоко взведенную». В 2005 г. вместо этого, самого раннего, могилевского герба, в качестве официального символа восстанавливается полученный этим городом лишь в 1661 г. «Вверху над воротами на усеченном по своему основанию круглом красном щите под кровлей центральной башни находится серебряный вооруженный всадник с мечом и щитом», – говорится в его описании.

Точно также и в официальном гербе Речицы та же «Погоня» появилась в 2005 г., вроде бы, не как таковая, а преподнесенная на розовой хоругви. Между прочим, и в этом случае хорошо был известен гораздо более ранний (известный по печати, использованной уже в 1808 г.) вариант городского герба. Однако на этого всадника обрушился целый вал претензий, ведь он оказался вовсе не «Погоней». В гербах Верхнедвинска и Лепеля «вооруженный всадник» смог обосноваться уже как таковой.

Итак, после успешного, de facto, закрепления «Погони» на городском уровне, ее внедрение в нашу государственную символику продолжилось. «Прекрасный пример этого, – подчеркнул на упомянутой пресс-конференции В. И. Ляхор, – нарукавный знак военной части, которая дислоцируется в Речице. На нем изображен герб города – хоругвь с серебряным всадником с мечом».

История бесстрастно предлагает нам и другие факты. Та же самая «Погоня» украшает не только эту невинно-розовую хоругвь, но еще и «Жалезны Крыж Заслугі», как назвали в 1944 г. одну из своих наград предатели Родины, националистические пособники немецко-фашистских оккупантов. Если следовать такой логике наших некоторых «геральдистов», то вскоре мы будем не только говорить о свастике, как древнейшем историческом символе, но и о его возможной реанимации. И кое-кто уже вовсю старается, чтобы поставленные сомнительные цели достигли результатов как можно скорее. Например, после официального утверждения речицкая «Погоня» обходилась без всякой хоругви, спокойно водрузившись в общественном транспорте. Практически не изменившаяся она одно время красовалась на борту машин рейсового автобусного маршрута Речица-Минск.

Можно было и не вспоминать ту злополучную пресс-конференцию «геральдистов» 2010 г., если бы не одно обстоятельство. Выпускник Львовского военно-политического училища В. А. Ляхор прозвучавшие тогда идеи, связанные с попытками реанимации «Погони» и бело-красно-белого флага, пожелал дополнить и расширить в 2014 г. уже в виде целой монографии под претенциозным названием «Военная символика белорусов. Знамена и мундиры». «Имея особый смысл в каждом конкретном контексте, символы являются не оружием, - поучает автор, - а ключами к пониманию прошлого. Некогда втянутые в смертельную идеологическую схватку, ныне они мирно сосуществуют в повседневной жизни белорусов». Именно поэтому монография ставит в один ряд и коллаборационистскую «Погоню», и фашистскую свастику, и победоносные красную звезду, красный флаг. Дескать, символы не виноваты. Но память людей жива. И народы помнят и будут помнить вечно: под какими символами было достигнуто освобождение и Победа над агрессорами, а какие символы олицетворяли поставленные человеконенавистнические цели, пресмыкательство и пособничество перед фашистскими палачами.

Например, автор торжественно возвещает, что «имея собственные боевые знамена, генерал С. Булак-Балахович в 1920 г. использовал бело-красно-белый флаг в Полесском походе». Но новоявленному «геральдисту» не мешало бы знать, что террористическая деятельность С. Булак-Балаховича в Беларуси была решительно осуждена состоявшейся в 1921 г. в Праге конференцией белорусских социалистических партий, кстати, не испытывавших симпатий к большевикам.

В свое время сегодняшняя фашизация государственной политики на Украине тоже начиналась с реанимации националистических символов. Затем их глашатаи перешли к реабилитации откровенных палачей из ОУН-УПА. В итоге «Майдан», переехавший в Раду, запретил даже употреблять термин «Великая Отечественная война» и официально «благословил» уничтожение советских памятников. Одновременно начался террор против людей, не согласных с политикой неонацистов на Украине. Неужели и у нас, в Беларуси, сначала будут призывы к «мирному сосуществованию символов», а затем на таком фоне произойдет реанимация профашистской идеологии с разгулом террора так называемых евроинтеграторов? Этого ни в коем случае нельзя допускать.

Подобные факты заставляют задуматься о многом. Напрашивается, например, предложение провести соответствующую ревизию утвержденной геральдики многих городов, навести порядок в нашем геральдическом хозяйстве. Но главный вывод очевиден: государственные символы должны олицетворять историю и национальный характер белорусского народа, его чаяния и устремления. Как известно, любое оправдание соответствующих символов означает одновременно также и оправдание зафиксированной в них идеологии. Наши государственные символы глубоко историчны, священны и нерушимы.

Автор: 
Владимир Козляков, доктор исторических наук, профессор
Номер газеты: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
2 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.