И имя его, и дело переживут века!

Эти слова, сказанные Фридрихом Энгельсом над могилой Карла Маркса, полностью относятся также к нему самому. Вся его творческая жизнь неразрывно связана с практической и теоретической деятельностью Маркса – гениального вождя того движения, которому он сам посвятил свою жизнь. Как отмечал В.И.Ленин, Энгельс был после Маркса «самым замечательным ученым и учителем современного пролетариата». Он внес неоценимый вклад в формирование и развитие научного коммунизма, в защиту и пропаганду марксизма. Вместе с Марксом Энгельс руководил революционной борьбой рабочего класса, создавал международные и национальные пролетарские организации, направлял их деятельность. После смерти в 1883 году своего друга и соратника он до конца жизни играл ключевую, руководящую роль в международном социалистическом движении.
Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 года в городе Бармене (Рейнская провинция, Пруссия) в семье текстильного фабриканта. Отец Энгельса отличался консервативными взглядами, религиозностью и деспотизмом. Эта атмосфера набожности и религиозного смирения окружала юного Энгельса как в семье, так и в Эльберфельдской гимназии, куда он поступил в 1834 году. Однако религиозное воспитание, вопреки надеждам отца, не сделало Энгельса «добрым христианином»; уже в юные годы Энгельс обнаружил острый, проницательный ум, самостоятельность мышления и независимость характера. В 1838 году по настоянию отца, желавшего скорее приобщить сына к своей коммерции, Энгельс отправился в Бремен, где поступил в одну из крупных торговых контор. Не испытывая особого интереса к коммерции, в Бремене Энгельс больше занимался литературой, искусством, языками, музыкой, спортом. Уже в это время он поражает своей колоссальной работоспособностью, умением целесообразно использовать свое время, жить полной жизнью, а также огромной силой воли, идейным мужеством, глубокой принципиальностью.
С 1839 г. Энгельс стал сотрудничать в гамбургском журнале «Германский телеграф» – органе радикальной литературной группы «Молодая Германия», находившейся под влиянием великого немецкого поэта Генриха Гейне и Берне. Интеллектуальная атмосфера «Молодой Германии», проникнутая духом французского и немецкого Просвещения, как нельзя лучше соответствовала настроениям юного Энгельса. В 1841-42 годах, отбывая воинскую повинность в Берлине, он в качестве вольнослушателя посещал университет, особое внимание уделял лекциям по философии. Энгельс сближается с кружком младогегельянцев, – «левых» учеников Гегеля и вскоре выступил с яркой и глубокой критикой реакционно-мистических идей Шеллинга. Одновременно он критикует и Гегеля за консервативные выводы и противоречия его идеалистической диалектики. Подлинный же перелом в воззрениях Энгельса произошел тогда, когда он столкнулся с жизнью рабочего класса наиболее развитой тогда капиталистической страны – Англии. Энгельс глубоко задумывается над причинами бедственного экономического положения пролетариев, над их политическим бесправием, изучает недостатки их идеологии, вскрывшиеся в ходе чартистского движения с его утопическими помыслами о добровольном отказе капиталистов от власти. В обращении к английским рабочим он писал: «Я оставил общество и званые обеды, портвейн и шампанское буржуазии и посвятил свои часы досуга почти исключительно общению с настоящими рабочими; я рад этому и горжусь этим» (Маркс, К, Энгельс Ф. – Соч. – Т.2. – с. 235). В это время Энгельс стал окончательно коммунистом. В его работах этого периода ярко отразился самостоятельный, основанный на собственном научном и жизненном опыте путь к материализму и коммунизму.
Важным этапом в становлении взглядов Энгельса явились его работы «Наброски к критике политической экономии» (1844г.), которую Маркс назвал гениальным наброском критики экономических категорий, и «Положение рабочего класса в Англии» (вышла в 1845г.). Эти ранние произведения Энгельса были и остаются одними из лучших работ в мировой и социалистической литературе. В них научно обоснована историческая миссия пролетариата, показано, что пролетариат не только страдающий, но и борющийся за свое освобождение класс.
В августе 1844 года Энгельс встречается в Париже с Марксом, начинается их тесная дружба, невиданный в истории союз двух великих умов, вооруживших рабочий класс революционной теорией, основами стратегии и тактики. «Старинные предания рассказывают о разных трогательных примерах дружбы. Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе» (Ленин, В.И. Полн. собр. соч. – Т.2. – с. 12). В 1844-46 годы они пишут работы «Святое семейство» и «Немецкая идеология». В них Маркс и Энгельс критически переосмыслили господствовавшие тогда философские взгляды Гегеля, Фейербаха и их учеников и разработали основы диалектического и исторического материализма. В 1847 году Энгельс пишет проект программы Союза коммунистов – «Принципы коммунизма», на основе которого создается затем «Манифест Коммунистической партии» (1848г.), возвестивший о рождении целостного марксистского учения, научной идеологии рабочего класса. «Манифест» дал определение коммунизма как ассоциации, «…в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. – Т. 4. – с. 447).
Первой серьезной исторической проверкой жизнеспособности нового – марксистского – мировоззрения стала революция 1848-49 годов; она продемонстрировала, что научный коммунизм является единственным учением, способным верно оценить расстановку классовых сил в мире, позиции различных партий и классов, закономерности их борьбы и последствия этой борьбы. Помимо теоретической и пропагандистской работы, Энгельс берется за оружие и сражается на стороне революционных войск.
«…Все, кто видел его под гнем, – писала об Энгельсе Элеонора Маркс, – еще долгое время спустя рассказывали об его исключительном хладнокровии и абсолютном презрении ко всякой опасности» (Воспоминания о К.Марксе и Ф.Энгельсе. 2-е изд. М. 1983. Ч. 1 с. 130).
В ноябре 1849 года Энгельс переезжает в Лондон, где вместе с Марксом приступает к изданию теоретического журнала «Новая Рейнская газета Политико-экономическое обозрение», а также помогает Марксу в реорганизации «Союза коммунистов». В этот период главный предмет научных интересов Энгельса – анализ опыта революций и массовых народных движений, дальнейшая разработка революционной теории. Он пишет «Крестьянскую войну в Германии», где с позиций материалистического понимания истории исследует социально-экономические причины крестьянской войны 1524-25 годов и показывает истоки политической и религиозной борьбы того времени. В 1851-52 годах вышла работа Энгельса «Революция и контрреволюция в Германии», представляющая собой философский анализ революционных событий 1848-49 годов и содержащая выводы, которые имели принципиальное значение для стратегии и тактики классовой борьбы пролетариата.
В теоретической работе Энгельса большое место заняло изучение им военных наук. Энгельс применил материалистическое понимание истории к этой специфической области – военному делу и вместе с тем расширил, углубил и обобщил само это понимание. Он показал, что подобно тому как в сфере материального производства производительные силы определяют способ производства и производственные отношения, так в сфере военного дела оружие определяет способ ведения войны и военные отношения. Это было конкретизацией и развитием того, что они с Марксом сформулировали еще в «Немецкой идеологии»: производство (отношение людей к природе) определяет общение (отношение людей друг к другу); первое материализуется в виде орудий труда, а война тоже является формой общения.
В Англии, гуда поселился и Маркс, Энгельс активно участвует в рабочем движении, в создании I Интернационала (становится одним из его руководителей); в создании революционной рабочей партии в Германии; в борьбе с мелкобуржуазными
оппортунистическими и анархистскими взглядами. Энгельс оказывал всемерную помощь Марксу в работе над «Капиталом», а 2-й и 3-й тома издает сам, уже после смерти Маркса, проделав над ними огромную исследовательскую работу. «Действительно, эти два тома «Капитала», – писал Ленин, – труд двоих: Маркса и Энгельса» (Ленин, В.И. Полн. собр. соч. – Т.2. – с.12). Помимо этого, Энгельс подготовил третье и четвертое немецкое издание 1-го тома «Капитала», а также английское издание 1-го тома, что потребовало от него огромной работы.
Параллельно с работой над «Капиталом» Энгельс создал ставшие классическими труды, знаменовавшие дальнейшую ступень в развитии марксистской мысли, – «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886). В первой книге Энгельс значительно обогатил марксистское учение об общественно-экономической формации, о возникновении и развитии семьи, классов, государства. В работе «Людвиг Фейербах…» он с особой силой подчеркнул классовый, партийный характер философии. Говоря о том, что корни всех политических и идеологических надстроек следует искать в материальном, экономическом базисе общества, Энгельс предупреждал против вульгарного истолкования этого положения. Он решительно выступил против игнорирования обратного воздействия надстройки на базис общества.
Особенно большая заслуга принадлежит Энгельсу в применении идей диалектического материализма к естествознанию. Положения, высказанные Энгельсом в книгах «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах…», «Анти-Дюринг», сохранили свое значение в современных условиях. К примеру подлинной энциклопедией марксизма является «Анти-Дюринг». Основное содержание этого труда – борьба за последовательный, диалектический материализм. «Либо последовательный до конца материализм, либо ложь и путаница философского идеализма, – вот та постановка вопроса, которая дана в каждом параграфе «Анти-Дюринга» (Ленин, В.И. Полн. собр. соч. – Т. 18. – с. 359). В этом произведении Энгельс сформулировал и обосновал важнейший тезис материализма – «единство мира состоит в его материальности» (Энгельс, Ф. Анти-Дюринг. – М., 1983. – с. 39). Развивая диалектическое учение о неразрывности материи и движения, Энгельс дает здесь классическое определение: «Движение есть способ существования материи». В этой работе получила развитие и материалистическая интерпретация пространства и времени: «Основные формы всякого бытия суть пространство и время». Здесь Энгельс с классической ясностью определил также и предмет материалистической диалектики как науки: «Диалектика …есть… наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». В «Анти-Дюринге» Энгельс впервые применил диалектику к изучению природы. На многочисленных примерах из математики, физики, химии, биологии Энгельс показал, что «в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий…».
Образцом диалектического подхода к сложным проблемам естествознания является «Диалектика природы». Многие положения этого труда предвосхитили развитие естествознания на целые десятилетия. В нем дана критика механицизма, метафизического метода, а также идеалистических и агностических концепций в естествознании. Энгельс развил диалектико-материалистическое учение о
формах движения материи; в соответствии с этим он разработал стройную систему классификации наук, положив в основу специфики каждой из дисциплин объективные формы движения материи. В «Диалектике природы» Энгельс исследовал вопрос о соотношении случайности и необходимости, вскрыл ошибочность механистического и идеалистического взглядов и показал, как само естествознание конкретизирует соответствующие положения диалектики.
В последние годы жизни Энгельс особенно много внимания уделял делу международного сплочения пролетариата. «После смерти Маркса, – писал Ленин, – Энгельс один продолжал быть советником и руководителем европейских социалистов… Все они черпали из богатой сокровищницы знаний и опыта старого Энгельса» (Ленин, В.Л. Полн. собр. соч. – Т. 2. – с. 12). Энгельс руководит подготовкой международного конгресса социалистов и добивается победы марксизма в созданном на конгрессе в Париже в 1889 году объединении социалистических партий – II-м Интернационале.
Огромный интерес проявлял Энгельс к революционному движению в России. Владея русским языком и следя за русской литературой, Энгельс поддерживал постоянную связь с русскими революционерами. С большой радостью встретил Энгельс известие об образовании в России первой марксистской группы – «Освобождение труда», члены которой (Г.В. Плеханов и др.) всегда находили радушный прием и поддержку в его доме.
В борьбе за великое дело освобождения пролетариата, за светлое будущее человечества видел Энгельс смысл своей жизни, источник величайшей энергии и вдохно-
вения.
«Великая всемирно-историческая заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, – говорил Ленин при открытии в Москве памятника Марксу и Энгельсу 7 ноября 1918 года – что они научным анализом доказали неизбежность краха капитализма и перехода его к коммунизму, в котором не будет больше эксплуатации человека человеком.
Великая всемирно-историческая заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, что они указали пролетариям всех стран их роль, их задачу, их призвание: подняться первыми на революционную борьбу против капитала, объединить вокруг себя в этой борьбе всех трудящихся и эксплуатируемых» (Ленин, В.И. Полн. собр. соч. – Т. 37. – с. 169).

Автор: 
Михаил ЖАРКОВ, член КПБ, доцент кафедры философии и логики МГЛУ, кандидат исторических наук
Номер газеты: