Ленинский завет молодежи

Прошло 92 года, как перестало биться сердце Владимира Ильича Ленина - организатора и руководителя Коммунистической партии и первого в мире государства рабочих и крестьян. Как выдающийся теоретик и практик созидания нового общества, он оставил для потомков целый комплекс идей, положений, принципов утверждения, организации и развития социалистической цивилизации, которые не утратили злободневности и в наше время.

Актуальными в современной действительности являются мысли о роли и месте молодежи в строительстве социализма, изложенные в его выступлении на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 года, известном как «Задачи союзов молодежи».
В.И.Ленин в своей речи творчески развивает марксизм, формулирует ряд важнейших концептуальных положений-тезисов, определяющих сущность, цели, задачи, формы, методы коммунистического воспитания молодежи. В речи раскрыты вопросы содержания молодежного движения, роли РКСМ и другие. Велико не только их теоретическое, но и практическое значение, ибо они обращены в реальную практику социалистического строительства и в будущее.

Программные цели и задачи молодежи
Напомним, съезд проходил в сложнейший начальный период истории советского государства. В нашем положительном активе было установление в стране Советской власти в результате победоносной Великой Октябрьской социалистической революции, а также безраздельная руководящая и организующая роль в государстве и обществе Коммунистической партии. С другой стороны, на нас оказывали отрицательное воздействие продолжавшаяся гражданская война; интервенция ряда капиталистических стран, стремившихся задушить советскую республику; разруха, нищета, безграмотность подавляющего большинства населения и т.д.
Участники съезда были буквально потрясены. От В.И. Ленина все ожидали доклада о международном и внутреннем положении, а услышали призыв – учиться, учиться коммунизму. Ясно и убедительно он определил цели и задачи комсомола, всей молодежи в социалистическом, коммунистическом строительстве. В выдвинутых и обоснованных положениях-тезисах, идеях, принципах перед комсомольцами, молодежью были раскрыты захватывающие перспективы учебы, труда и борьбы за построение коммунистического общества.
Речь В.И. Ленина фактически стала программным документом, нацеливающим Российский Коммунистический Союз Молодежи (РКСМ), коммунистическую партию, Советскую власть на созидательную работу по строительству нового общественного строя, на решение задач коммунистического воспитания молодых поколений. В.И. Ленин особое значение придавал определению места и роли молодежи, РКСМ в строительстве социализма; раскрытию конкретных путей, форм, методов участия в создании нового общества. Он подчеркивал: «Быть членами Союза молодежи значит вести дело так, чтобы отдавать свою работу, свои силы на общее дело. Вот в этом состоит коммунистическое воспитание. Только в такой работе превращается молодой человек или девушка в настоящего коммуниста».
Комсомолу В.И. Ленин советовал быть боевым помощником партии в коммунистическом строительстве. Исходя из указаний В.И. Ленина, съезд определил программное положение: основной задачей РКСМ является коммунистическое воспитание молодежи, в котором теоретическое просвещение тесно связано с активным участием в жизни, труде, борьбе, строительстве нового общества. Кстати, в ответе на одну из записок участников съезда по вопросу о взаимоотношении комсомола и коммунистической партии, В.И. Ленин подчеркнул: «РКСМ должен работать под руководством партии, руководствоваться общими директивами Компартии, если действительно хочет быть коммунистическим». Коммунистическая партия должна помогать молодым людям осознать свои цели, интересы, их неразрывную связь с интересами и устремлениями трудящихся страны.
В.И. Ленин призвал молодежь быть политически активными, последовательными борцами за торжество социалистического жизнеустройства, активно поддерживать и укреплять советскую, рабоче-крестьянскую власть. Говоря о том, что вместе с преобразованиями капиталистического общества в социалистическое следует коренным образом изменить систему дела учения, образования и воспитания, но при этом взять из старой школы то, что необходимо для коммунистического образования.
При этом отметил, что одно из самых больших зол и бедствий, которые остались нам от капиталистического общества – это разрыв книги с практикой жизни.
Важнейшим условием успешности социалистических преобразований в Советском государстве В.И. Ленин называл коммунистическое образование и воспитание. В речи настоятельно прозвучал призыв к молодежи – овладевать не только общими, профессиональными знаниями, но и марксистской наукой о неизбежности противоречий капитализма, ведущих его к замене социализмом.
Овладение коммунистической наукой возвышает человека идейно и нравственно, формирует научное мировоззрение, учит быть социально и политически активным в борьбе за построение нового общества. В.И. Ленин заострил внимание на необходимость формировать научное мировоззрение в тесной связи с жизнью, с практикой социалистического строительства.
Он придавал огромное значение трудовому воспитанию молодежи, видел его действенность в связи, совместной деятельности молодежи с рабочим классом, крестьянством, участвуя в конкретных созидательных делах: «Нужно, чтобы Коммунистический Союз молодежи свое образование, свое учение и свое воспитание соединил с трудом рабочих и крестьян, чтобы он не запирался в свои школы и не ограничивался лишь чтением коммунистических книг и брошюр. В.И. Ленин привел примеры необходимости проявления трудовой активности, инициативы молодежи в жизни, в конкретных делах. Нужна работа по ликвидации безграмотности, оказанию помощи в обеспечении чистоты, участию в субботниках и др. И посоветовал молодежи активнее решать конкретные задачи, пусть даже и небольшие, но которые были бы частицей общего труда рабочих и крестьян в социалистическом строительстве.
Важнейшее значение в коммунистическом воспитании молодежи В.И. Ленин придавал нравственному воспитанию. Он видел эту задачу и четко ее определил в речи, так как выработка у молодежи качеств и принципов коммунистической морали закладывала основание активной последовательной жизненной позиции, проявления высоких чувств гражданственности советского патриотизма и интернационализма. Коммунистическая мораль – это гуманизм и социальная справедливость, нормы и принципы, выражающие образ жизни, поведение, активную социальную позицию, трудолюбие, коллективизм, дружбу, товарищество, взаимопомощь и др.
Какое огромное значение придавал В.И. Ленин воспитанию молодежи в духе коммунистической нравственности, можно воочию убедиться в его мобилизующем указании-призыве: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали».
В речи отмечено, что образование и воспитание коммунистической нравственности не должно быть оторванным от бурной жизни. Стать настоящими коммунистами можно только в труде и борьбе вместе с рабочими и крестьянами. Классовая борьба продолжается, изменились только ее формы. И в этой борьбе коммунистическая нравственность служит объединению трудящихся против возвращения всякой эксплуатации и буржуазной морали. Сила коммунистической морали заключена в подчинении своих личных интересов интересам общества, делу строительства социализма.
Таким образом, В.И. Ленин убедительно определил и рассмотрел важнейшие направления и сущность идейно-политического, трудового и нравственного коммунистического воспитания молодежи, раскрыл их неразрывность и взаимодействие. В своих советах, призывах, рекомендациях В.И. Ленин поставил конкретные задачи коммунистического воспитания молодежи, «…чтобы она сумела достроить и довершить то, что мы начали». И, естественно, чтобы молодежь успешно выполнила эту свою историческую миссию, она должна быть коммунистически убежденной.

Превращение знаний в убеждения
Стержнем коммунистического воспитания, всестороннего развития личности служит марксистко-ленинское мировоззрение, в основе которого лежат политэкономические, философские, исторические, социологические знания, превращенные в убеждения и определяющие активную жизненную позицию граждан.
Хотя термин «коммунистическая убежденность» в речи
В.И. Ленина не применяется, но через все ее содержание красной нитью проходит мысль о необходимости превращения научных знаний о коммунизме в коммунистическую убежденность.
Отметим, что знания сами по себе еще не являются убеждениями. Научные знания о коммунизме выступают в качестве содержания в коммунистических убеждениях личности. Знания становятся убеждениями и в условиях, когда усвоение, осмысление научных знаний о коммунизме дополняется глубоким прочувствованием, пережито эмоционально и подкреплено волевыми усилиями. Только в связи с этими факторами знания могут служить основой в конкретных действиях и активной жизненной позиции личности. Следовательно, сила знаний заключается в сплаве твердых коммунистических убеждений, высоких нравственных и волевых качеств человека.
Ленин убедительно предостерегал советскую молодежь о вреде книжного, начетнического усвоения знаний. «Без работы, без борьбы книжное знание коммунизма из коммунистических брошюр и произведений ровно ничего не стоит». Теоретический багаж лишь тогда становится мобилизующим фактором, мотивацией активных действий, когда молодые люди самостоятельно и осознанно научатся применять знания коммунистической науки на практике, то есть не останавливаются на уровне формального усвоения знаний, а будут руководствоваться ими для практической работы.
Следовательно, придавая важнейшее значение теоретической учебе в формировании коммунистической идейности молодежи, В.И. Ленин видел ее действенность в неразрывной связи и взаимодействии с практикой социалистического строительства. В процессе превращения знаний в убеждения взаимодействие двух сторон – изучение (усвоение) коммунистической науки и применение приобретенных знаний в жизни и деятельности играет решающую роль. И от того как отлажено это взаимодействие в повседневной жизни, во многом зависит формирование коммунистической убежденности, развитие трудовой, общественно-политической активности; выработка умений правильно ориентироваться в социально-экономических процессах, проявлять активную жизненную позицию, быть высоконравственными людьми. Коммунистически убежденный человек тверд и последователен в своих воззрениях и действиях, руководствуясь
марксистско-ленинским учением.

Востребование преемственности
Ленинские идеи, высказанные в «Задачах союзов молодежи», упали на благодатную почву. Комсомол, советская молодежь, воодушевляемая марксистско-ленинскими идеями, социалистическими преобразованиями в стране, проявляли социальный оптимизм, нацеленность на активность в труде и общественно-политической работе, в образовании, самовоспитании. Массовый героизм и мужество, советский патриотизм, проявленные молодежью в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) против немецко-фашистских захватчиков, навсегда вошли в историческую, народную память. 70-летие Великой Победы советского народа отмечало в прошлом году все прогрессивное человечество. Память о жертвах в той войне не померкнет в веках. Огромный вклад внесли молодые люди в восстановление разрушенных городов, сел, промышленности.
Конечно, не без трудностей шел процесс дальнейшего развития социализма, но в 90-е годы СССР был предательски, вопреки воле многонационального советского народа, разрушен. Социалистическое развитие было прервано, а республики втянуты в процесс реставрации капитализма. Только Республика Беларусь с избранием А.Г. Лукашенко
Президентом определила свою модель развития социально ориентированного государства.
Живущие ныне поколения оказались в условиях идеологической борьбы за умы и сердца людей. Антикоммунисты и антисоветчики, используя разнообразные формы и методы вплоть до лжи, фальсификаций, клеветы стремятся дискредитировать, очернить Великую Советскую эпоху, Коммунистическую партию, ее руководителей. Цель этой идеологической агрессии вполне очевидна – не допустить возрождения Союза советских народов, единства и дружбы народов, строивших социалистическое общество. Все свои усилия противники социализма нацеливают на то, чтобы отвлечь, отвратить молодое поколение, да и старшие поколения, от советских, социалистических ценностей, рассчитывая на отказ, отступничество от научных коммунистических духовно-нравственных идеалов. И вместо них внедрить в сознание людей капиталистическую, буржуазную идеологию.
События на Украине показывают, что антисоветскими, антисоциалистическими взглядами оказалось заражено немало людей, а в отрядах боевиков-бандеровцев - в основном молодые люди. Фашиствующий разгул национализма выразился в развязывании гражданской войны, в сносе, разрушении памятников, монументов советского времени, в преследовании и запрете Коммунистической партии Украины.
Совершенно иная ситуация в Республике Беларусь, которая под руководством Президента А.Г. Лукашенко не только выстояла перед натиском последствий разрушения предателями Советского Союза, но и, укрепив свою государственность, стала успешно развиваться. В стране обеспечена политическая стабильность, создается социально ориентированное государство, политика которого нацелена на укрепление единства белорусского общества, на развитие социально-экономической, общественно-политической, культурной сфер; стремление к социальной справедливости, заботе о людях, повышение благосостояния. Постоянное внимание уделяется семье, молодежи, старшим поколениям, ветеранам войны и труда. В республике решена проблема продовольственной безопасности, постоянно уделяется внимание последствиям Чернобыльской катастрофы, а также сельским жителям. Почти полторы тысячи агрогородков преобразили сельские районы, улучшили условия жизни и труда крестьян, а у Президента зреет новый план по ликвидации тех старых домов, которые еще остались в деревнях и строительству вместо них новых домов, пусть недорогих. Вот это и есть реальная забота о людях, улучшении качества, образа жизни.
Белорусский народ не забывает, что в основе теперешнего развития страны лежит советский социалистический фундамент всех сфер жизнеустройства. Многие из ныне живущих поколений людей советского времени не утратили приверженности социализму. Да и молодежь, значительная ее часть, с уважением относится к советским ценностям, хотя знания о социализме ограниченные. Сила в процессе преемственности поколений заключена в верности социалистическим и коммунистическим идеалам и ценностям. Но вся беда в том, что разрушители Советского Союза, так называемые «демократы», упразднили системное преподавание, изучение марксистко-ленинской науки.
Не случайно антикоммунисты стремятся вбить клин между современной молодежью и старшими поколениями, разобщить их, противопоставить. Но этого им сделать не удастся, ибо преемственность поколений основывается на реальном опыте, исторических фактах, народной памяти и славных традициях. В Беларуси политическая система во главе с президентом, осуществляющая руководство и управление государством и обществом, выражает волю и интересы людей. Государство, левые политические партии, общественные организации, профсоюзы, БРСМ и др. отражают единство и своеобразие интересов всех слоев, национальностей населения страны. Стержнем, скрепляющим всю политическую систему, весь народ является патриотизм. Белорусский народ характеризует интернациональное единство людей разных национальностей (свыше 140).
Особое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств, нравственных качеств, преданности Отчизне у молодежи, студентов, школьников. Государство, общественные организации, КПБ, БРСМ стремятся донести до сознания каждого молодого человека знания истории страны, Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., вкладе белорусского народа в Победу Советского Союза над немецко-фашистскими захватчиками. Молодые люди чтут память тех, кто отдал свои жизни за Советскую Родину и с уважением относятся к ныне живущим ветеранам, организуют с ними встречи, проводят уроки мужества. В Беларуси, пожалуй, как ни в одной из постсоветских республик, сохранены памятники, названия городов, предприятий, улиц советского времени. И не только сохранены, но и содержатся они в надлежащем порядке. В Беларуси действует всем известная «Линия Сталина», в 70-ти летний юбилей Победы начал свою важную работу новый музей Великой Отечественной войны, открыт памятник жертвам фашизма в Тростенце.
В выступлении на церемонии принесения присяги Президент А.Г. Лукашенко наглядно, конкретно показал, как в стране решаются социально-экономические и другие жизненно важные вопросы, призвал граждан, а, следовательно, и молодежь «показать свои лучшие качества, тот внутренний духовный стержень, благодаря которому наш народ выходил победителем из любых ситуаций».
Несомненно, в реализации этого призыва достойное место принадлежит молодому поколению. И его роль будет тем заметнее, чем успешнее партийные организации, используя все формы и методы работы в массах, сумеют довести до сознания молодых людей ленинские заветы, не потерявшие своей актуальности в современной обстановке, и помогут воплощению их в жизнь.
К сожалению, пропаганда ленинской речи в наши дни проводится слабо. Вспоминается время, когда ленинская речь была настольной книгой не только комсомольских работников, но и многих активистов. С его речью был знаком каждый молодой советский человек, а сегодня с ней не знакомы даже многие активисты. Трудно найти эту брошюру и в библиотеках учебных заведений. Вот оно – поле деятельности для парткомов, первичных парторганизаций, всех коммунистов, особенно молодых членов партии.

Автор: 
Александр ЕГОРОВ, член КПБ
Номер газеты: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
2 + 15 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.