Л.Криштапович: Философия спасет мир

Обыкновенный человек мыслит чувствами. Философ – идеями. И в том, и в другом случае имеется мышление. Но если у подавляющего большинства людей мышление основывается на чувственном материале, на непосредственно воспринимаемом явлении, на жизненных примерах, то у философа мышление осуществляется на основе идей. Если чувственное представление можно увидеть, услышать и даже пощупать руками, то при философском познании, при познании идеями надо оставить в стороне слух, зрение, руки и обратить исключительное внимание на свою голову. В этом и заключается превосходство собственно философского мышления над всеми другими формами человеческого сознания, в том числе и художественного, поскольку только в философии мышление достигает своей полноты, находится у самого себя, имеет предметом само себя, соотносится с самим собою.

Говорят, что философия – абстрактна, оторвана от жизни, суха. На деле же все обстоит наоборот. Именно только философия ведет к истине, то есть к постижению смысла жизни. А следовательно, философия – конкретна, жизненна, нравственна.

Мир можно познавать и чувствами. Но это не адекватное познание, чувство есть внешнее изображение идеи. При таком познании всегда легко сбиться на произвол, фантазии, заблуждения, а то и фальсификацию реальности. Не случайно даже в обыденном языке признается произвольный характер художественного мышления под ироническим названием «выделывать художества», то есть мыслить или вести себя непотребным образом.

Важно понять, что мыслить – это значит обладать способностью к мышлению. Эта способность является природным свойством человека. Она может быть у человека, а может и не быть. Следовательно, от того, что люди имеют голову на плечах, еще нисколько не вытекает, что они обладают способностью к мышлению. Точно так же, как наличие ушей еще не предполагает наличие музыкального слуха.

Разумеется, все люди в той или иной мере мыслят. Поскольку человек – разумное существо, постольку он мыслит, даже не обладая способностью к мышлению. В отличие, к примеру, от не обладающего музыкальным слухом человека, который никогда не станет музыкантом. Но все дело в том, что природные способности человека (музыка, скульптура, живопись, литература, спорт и т.д.), за исключением способности к мышлению, носят частный, ограниченный характер. И лишь способность к мышлению характеризуется всеобщностью, абсолютностью. Человек есть мыслящее существо, но он есть мыслящее существо постольку, поскольку для него существует всеобщее, то есть идея. Только способность к мышлению делает человека разумным человеком. Другие человеческие способности носят партикулярный характер, и для них существует не всеобщее, а лишь отдельное, единичное. А там, где нет всеобщего, там человеческий разум предстает лишь в ограниченной, рутинной форме.

Сущность философского мышления заключается в том, что оно освобождается от партикулярности частных способностей и свойств, отказывается от частных мнений и убеждений и отдает себя во власть предмета. И лишь благодаря философскому мышлению реализуется изначальное призвание человека быть образом божьим.

В известном религиозном мифе о рае находилось древо познания добра и зла, которое оказалось более притягательным, чем древо жизни. И только приобщившись к познанию, человек стал богом, то есть человек стал человеком, ибо он познал, что такое добро и что такое зло. Как говорится в Библии, «и сказал Господь Бог: вот Адам стал, как один из Нас, зная добро и зло».
Подчеркиваем: речь не идет ни о древе музыки, ни о древе литературы, ни о древе искусства, а лишь о древе философии. Почему? Потому, что только философское мышление позволяет выявить закономерность развития человечества, ответить на вопрос в чем смысл жизни человека. Этим она и опасна для всех рыночников, которые хотели бы держать человека вдали от познания добра и зла (аналогично ситуации в Библии), ограничивать его кругом рутинного образа жизни, то есть кругом обыденных потребностей и представлений.

Рыночники, мыслящие как щедринские генералы, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают», представляют собой денационализированную публику, которая абсолютно чужда цивилизационным и социальным ценностям белорусского и русского народов. Взять хотя бы их «иронию» по поводу славянского единства, духовной общности белорусов и русских; для них ведь важна только прибыль, а не какое-то там ментальное родство. Это, мол, всего-навсего ностальгия по советским временам. Где деньги, там и родина – такова логика рыночника. В конце концов это ведет к тому, что рыночник измеряет деньгами все, в том числе и собственную человеческую сущность. «Личность с рыночным характером, – подчеркивает крупнейший западный философ Эрих Фромм, – не заботит ни его жизнь, ни его счастье, а лишь то, насколько он годится для продажи».

В чем проблема нашего сегодняшнего бытия? В том, что человеку предлагают предаваться любым страстям, делать все, что он захочет, но только не увлекаться идеями, не отдаваться страсти к познанию добра и зла. У нас развелось много юристов, астрологов, аналитиков, проповедников, экономистов, но практически нет философов, то есть мыслителей. Отсюда и все наши проблемы, так как не рыночная экономика, а философия спасет мир.

Автор: 
Лев КРИШТАПОВИЧ, член ЦК КПБ, доктор философских наук
Номер газеты: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
1 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.