Не впасть в омут «свободы»
Тот свободен, кто не подчиняется страстям и прихотям своим. (Русская пословица)
Обычным делом стало в любых ограничениях усматривать установление «единоличной власти» и обвинять власть в нарушениях свободы и демократии. Под лозунгом свободы и демократии не прекращается террор, захватываются и гибнут заложники, развязываются войны. Что же это за убийственно-притягательное слово «свобода»?
БЕССПОРНЫМ фактом является то, что природа ограничивает человека в возможностях свободного, без затрат усилий, приспособления ее элементов к человеческим потребностям.
Целеполагающая деятельность людей связана с постоянным выбором при принятии тех или иных решений. По существу человек ищет, выбирает правильное решение, но оно может оказаться и ошибочным. В последнем, крайнем случае его ожидает гибель. Поэтому для осознанной деятельности нельзя не учитывать фактор «ответственности». Свобода действия есть свобода ответственного действия.
Как отмечал известный историк и писатель Л.Н.Гумилев, свобода выбора есть «тяжелый моральный груз, ибо, находясь в социуме, человек отвечает не только за себя и свое еще не родившееся потомство, но и за свой коллектив, своих друзей, соплеменников, наследие предков, благополучие потомков и, наконец, за идеи, формирующие его культуру и даже идеалы, ради которых стоит жить и не жаль умереть. Хорошо лягушке, которая, отложив икру, больше не вспоминает о потомстве, а только ищет, где пожрать. Но тяжелее всех людям: груз ответственности, лежащий на них, столь тяжел, что его может облегчить только сознательный отказ от совести, или, что то же, – разрыв естественной связи с природой, отказ от долга перед ней. Тогда он будет выбирать заведомо ошибочные решения, например, употреблять наркотики или убивать ради убийства, но тогда его существование будет не долгим, не более двух-трех поколений, потому что природа отлучит его от себя».
Для физически более сильного и не обремененного ответственностью за судьбу другого ограничения в деятельности мешают. Для слабого человека свобода небезопасна в таких условиях. Если свобода подталкивает человека к несоблюдению определенных правил поведения в жизни, включая нравственные, это может привести к ошибочным действиям и роковым последствиям.
У людей, говорящих на разных языках, неодинаковое понимание слова «свобода». Как отмечал известный филолог О.Н.Трубачев, «у нас «свободный» корнесловно родственней словам «свой», «свои». У них «free», «свободный» – этимологически близко понятиям «чужой», «ничейный», «сирота». В этой связи интересно следующее опубликованное в Англии в 1844 году высказывание в прессе: «Мы защищаем свободу торговли потому, что хорошо осознаем, что при господстве ничем не сдерживаемой конкуренции мы прогоним иностранцев с их собственных рынков… Превосходство старого промышленного государства при открытой пробе сил не может не быть фатальным для каждого юного конкурента».
Свобода для некоторых превратилась в процесс выдавливания чужаков с арены истории. Свобода им нужна, чтобы пользоваться силой против слабости. У них, считающих себя «маяками» свободы, свет подобен лучу карманного фонаря в руках разбойника, который нужен, чтобы свободно входить в дома других народов, сеять там страх, грабить, прогонять и убивать.
Когда в конце XVIII века русские «промышленные люди» пришли на Аляску, то стали обучать местных жителей грамоте и разным ремеслам, чем отличались от испанцев и англичан, уничтожавших индейцев, которые не вызывали у них
симпатий.
ЧТОБЫ УЯСНИТЬ смысловое значение «свободы», необходимо отметить ее характерные особенности, или отличительные
стороны.
Во-первых, понятие «свобода», если рассматривать на основе корнесловно родственного слова «свой», ассоциируется с деятельностью, с положением, когда рядом находятся свои, близкие люди, которые имеют так называемую положительную комплиментарность, что означает ощущение подсознательной взаимной симпатии людей, определяющее деление на «своих» и «чужих». Наивысшая комплиментарность наблюдается в семье, где присутствует любовь, ответственность, забота о детях и стариках, честность, порядочность, доверительные отношения.
Свободная деятельность – это,
по сути, деятельность среди «своих», в «своем» коллективе, окружении. Для такого окружения воздействие «своих» не действует угнетающе, а направлено на развитие, на взаимообогащение. Можно сказать, что действия «своих» имеют общую направленность, их вектор сил однонаправленный (в отличие от противодействия сил). «Свои» чаще и быстрее приходят к пониманию общих проблем и пониманию обоснованных частных интересов. У «своих» больше общности во взглядах, идеях и целях.
Во-вторых, свободная деятельность, свобода мыслить, размышлять, исследовать признает право на заблуждение, на ошибку и на взаимопомощь со стороны «своих». Человек среди «своих» не боится оступиться. Среди «своих» прощают ошибки (другое дело – обман, подлость, лицемерие, жадность).
В-третьих, свободная деятельность лишена чувства страха, боязни в самых различных жизненных ситуациях.
Через призму этих особенностей целесообразнее рассматривать те или иные явления, то или иное общество, его государственное устройство. Например, брачные контракты в некоторых странах – это признак свободы? Скорее – недоверия, отношение к партнеру как к чужому, а не как к своему. Всякая встреча ассоциируется с поиском выгоды. Поэтому возникает недоверчивая до патологии, шизофреническая культура составления контрактов. Как было отмечено в одном исследовании, такому «обществу свойственна «презумпция злого умысла» – за правило принято считать, что все всех хотят обмануть, и по данному факту строятся размышления – как сделать, чтобы НАС не обманули ОНИ».
Чем меньше симпатий у людей друг к другу, тем меньше они «свои» и больше «чужие», тем больше у них различий в интересах, мыслях, целях и делах. Если они находятся недалеко друг от друга, это приводит к противодействию, которое ограничивает свободу, а нередко и жизнь.
Реальность сегодня такова, что люди по-разному относятся друг к другу: от проявлений симпатии до нескрываемой враждебности. Следовательно, свобода в планетарном масштабе возможна только тогда, когда все люди в мире будут не «чужими», а «своими», как в большой семье, в которой за стариками ухаживают, о детях заботятся. Только тогда можно говорить об интернациональной, глобальной свободе.
БЫТЬ СВОБОДНЫМ, независимым – значит иметь способность противостоять внешним силам, ограничить их разрушительное воздействие, которое исходит от «чужих», а не от «своих». Для этого обществу надо иметь свои собственные силы, и никто не позаботится об их развитии, кроме нас самих. Необходимо осознание единства и сплоченности в обществе.
Свобода – это не право на вседозволенность. Она имеет свои законные пределы. Правила поведения в обществе – это антитеза произволу. Но соблюдение правил – это ограничения, а не свобода. И таких правил выработано множество в тех же западных странах, которые, однако, считают себя свободными.
Свобода есть право на законно урегулированную самодеятельность, но отнюдь не право на грабеж. В мире меньшинство ставит большинство на колени, ломает моральный хребет, голодом и страхом потерять работу ведут к покорности, а не к свободе.
Необходимо справиться с соблазном свободы, которая очаровывает, чтобы потом разочаровать и погубить. Войны, которые развязываются под лозунгом предоставления народам свободы, – это следствие их алчности, произвола, необузданной силы, но только не свободы.
Свобода – это способность, не подражая, самим обустраивать свою жизнь, самим работать и создавать новое, не завидовать другим, жить и работать по средствам, а не бегать, как к кормушке, на Запад за помощью. Не зря народная пословица гласит: «Тот свободен, кто не подчиняется страстям и прихотям своим».
Поверхностное, чувственное, без духовно-нравственной основы понимание свободы ведет к большой опасности, когда ошибка приводит к беде, а может к позору и презрению, если будем безответственны перед будущими поколениями. Нам тогда будет брошен упрек словами М. Лермонтова:
И прах наш, со строгостью
судьи и гражданина,
Потомок оскорбит
презрительным стихом,
Насмешкой горькою
обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Вячеслав ВИННИК,
руководитель
представительства
Нижегородской области
в Республике Беларусь
Номер газеты: