Греция: СИРИЗА приближается к власти

Лидеры СИРИЗЫ (Коалиции радикальных левых) находятся под постоянным давлением: партия подходит ко власти, буржуазия требует продолжить неолиберальную политику, рабочий класс ожидает от партии защиты своих интересов. Но двум хозяевам служить нельзя, и вот Алексис Ципрас, лидер СИРИЗА, стоит перед выбором.
План бюджета Греции на 2014 год был опубликован в октябре, ожидается рост ВВП 0,6% и выход из шестилетней рецессии. Произойдет ли это? ОБСЕ не разделяет оптимизма греческого правительства и прогнозирует спад в 0,4%. Начиная с 2008 года ВВП Греции уменьшился на 25%, миллион человек потеряли свою работу, еще миллиону задолжали зарплату, уровень безработицы составляет 28%, количество суицидов драматично увеличилось. С 2008 по 2010 год 2500 покончили с жизнью.
Греция сумела избежать дефолта, но только за счет постоянных займов у тройки ЕС, ЕЦБ и МВФ, с 2010 получив 240 миллиардов евро. Взамен греческое правительство пошло на жесткие меры экономии. Заявленная цель правительства Греции – сократить госдолг до 124% от уровня ВВП к 2020 году. На данный момент уровень долга – 176% от ВВП, не изменившись с 2012 года. Постоянное давление над доходами населения привело к ужасным последствиям для внутреннего рынка. Чем жестче меры экономии, тем больше людей теряют работу, тем меньше становятся зарплаты, тем меньше становится покупательная способность, что, само собой, медленно убивает потребительский рынок. Около 20% рабочих получают 500 евро и меньше в месяц, еще 43% - 800 евро и меньше. С точки зрения греческой буржуазии выбора нет. Чтобы конкурировать на европейском пространстве они должны уменьшить цену труда. И, поскольку инвестиции в Грецию не идут, единственным выходом становится уменьшение зарплаты. Стоимость труда уменьшилась за время кризиса на 20%, почасовая оплата в госсекторе – на 33%. Пока рабочие вынуждены платить за кризис, те, кто его вызвал – боссы, получают огромную прибыль. За 2013 год на афинской фондовой бирже многие греческие фирмы увеличили свою прибыль на 150%.
Можно разными способами увеличить производительность труда, при помощи инвестиций, увеличив «подвижность» рабочей силы, уменьшив уровень заработных плат. В случае Греции инвестиций нет и не предвидеться. Поэтому буржуазия вынуждена добиваться увеличения производительности за счет рабочего класса.
Уход от налогов – норма для больших компаний в Греции, а правительство, вместо того, чтобы заняться этой проблемой, дает дополнительные налоговые льготы этим частным предприятиям.
Слабость правительства
Все это делает правительство очень непопулярным. Правительство Самараса – коалиция консерваторов Новой демократии, ПАСОК и отколовшегося правого крыла «Синаспизмос» (партии, которая в последствие стала частью СИРИЗА) – имеет крайне слабую базу среди населения, поддержка из на данный момент составляет около 28%.
Более того, правительственные партии потеряли многих своих представителей в парламента. Поначалу количество депутатов правящей коалиции было 179 из 300, сейчас – 152. Депутаты покидают тонущей корабль коалиции, заботясь, в первую очередь, о собственных карьерах. Внутри ПАСОК идет брожение, начинается раскол, связанный с ужесточением мер экономии. Международный капитал пытается принудить греческое правительство позволить банкам конфисковать собственность должников и провести «трудовую реформу», которая упростила бы процесс увольнения боссами наемных рабочих.
Правительство понимает, что такие меры заставят людей выйти на улицы. Самарас прямо заявил, что принятие этих законов приведет к революции. И он прав! Элита Германии хочет дать понять странам европейского Юга, что дальнейшие поблажки невозможны, немецкая буржуазия просто не располагает ресурсами, чтобы вытянуть из кризиса Португалию, Испанию и Италию.
Греческая буржуазия до кризиса обладала определенным влиянием на Балканах. Греческие банки имели 1900 отделений в странах Балкан, долги и гарантийные обязательства на 70 млрд. евро. Из-за кризиса банки потеряли почти все свое влияние в регионе. Сейчас немецкий капитал вынуждает греческие банки сдать свою независимость. И буржуазия все чаще задумывается над введением драхмы. Буржуазия Греции находится в конфликте не только с рабочим классом своей страны, но и с капиталистами флагманов Еврозоны.
Классовая борьба
Греческие рабочие не собираются сдаваться. С начала кризиса всеобщие забастовки заняли около 30 дней, занимавших одни или двое суток. Последняя серия забастовок прошла в сентябре 2013, связанная с планами правительства уволить тысячи работников госсектора. Бастовали работники аэропортов, школ, больниц. Забастовка совпала с визитом представителей ЕС, ЦБЕ и МВФ, которые приехали проверить «прогресс проведения реформ». Сама забастовка оказалась не совсем удачной, что было связано с нерешительностью профсоюзных лидеров, КПГ и СИРИЗА, у которых не было какого-либо плана действий. Рабочие мобилизировались уже много раз – и безрезультатно. Рабочий класс Греции парализован глубиной кризиса. Забастовки уже не имеют тот же эффект что и раньше. Наблюдается усталость. Однако сами рабочие, студенты, безработные радикализируются. Как оно часто бывает, спад протестной активность означает не улучшение ситуации, а готовность к чему-то большему, что профсоюзы предложить не могут. Пролетариат Греции смотрит на политические организации: что же смогут предложить они?
Консерватизм лидеров рабочего движения
Беда в том, что руководители политических и профсоюзных организаций сделали прямо противоположные выводы. Они не считают, что рабочие готовы к открытой борьбе. Вместо принятия своей ответственности за будущее рабочего движения Греции, лидеры СИРИЗА предпочли занять более умеренную позицию.
СИРИЗА подвергается огромному давлению со стороны греческой буржуазии. Пропаганда представляет СИРИЗУ в виде «коммунистической угрозы». Идеологической атаке подверглись и марксисты, состоящие в СИРИЗА, при том какой! Буржуазные СМИ призывают Циприса исключить марксистские элементы из коалиции. Либеральные СМИ призывают руководство СИРИЗА «быть рациональными», «быть реалистами», надеясь, таким образом, отвадить левых от прямой атаки на капиталистический строй.
Новая Демократия, нынешняя правящая партия, теряет голоса. Но СИРИЗА не может как следует воспользоваться ситуацией, ее популярность растет, но не в силу программных заявлений коалиции, а в силу падения рейтинга нынешнего правительства. Следующие выборы, скорее всего, станут победными для СИРИЗА (они уже обошли по рейтингу Новую Демократию). Но даже не смотря на 50 дополнительных депутатских мест, положенных победившей партии, абсолютное большинство партия получит вряд ли. Если руководство СИРИЗА действительно собирается прекратить неолиберальную антирабочую политику, то им необходимо искать союза с КПГ. К сожалению, Ципрас заявил, что возможен союз с Независимыми греками – правонационалистической партией, отколовшейся от Новой Демократии!
СИРИЗА все дальше отходит от своих радикальных позиций. Они не видят альтернативы, и, как следствие, будут работать в системе.
Золотая Заря
Нужно сказать пару слов о «Золотой Заре». Рост партии приостановился, она заняла оборонительную позицию, пытаясь избавиться от имиджа фашистов. Ее подъем был связан с безвыходной ситуацией, в которой оказалась мелкая буржуазия в условиях кризиса. Многие владельцы мелких магазинов и предприятий обанкротились, другие обратились к фашизму на случай того, что это произойдет и с ними. После убийства левого активиста Павлоса Фиссаса популярность партии упала. Планы буржуазии ввести нацистов в парламент провалились, попытки чего-то подобного, оглядываясь на исторический опыт Греции, неминуемо привели бы к гражданской войне. «Золотая Заря» предполагала, что они, подобно Гитлеру или Муссолини, спокойно войдут в парламент и постепенно возьмут власть. Но рабочие и молодежь Греции не стояли бы в стороне в случае такого развития событий. Буржуазная пресса сейчас усиленно давит на фашистов, но не для того, чтобы уничтожить их. Новая Демократия пытается дистанцироваться от правых радикалов.
Радикализация молодежи
Алексис Цирпас все дальше отходит от старой риторики СИРИЗА – радикальной риторики. Он пытается стать «респектабельным и умеренным» политиком. Его поворот вправо привел к тому, что партия, до этого росшая в рядах, уменьшилась. Новые члены покидают партию, особенно молодежь. Средний возраст по партии – 50 - 55 лет. Пропал энтузиазм, связанный с радикальной позицией партии. Целый пласт сторонников покидает партию, доверие со стороны этих людей к Ципрасу падает. Многие присоединяются к анархистам, поскольку не видят «революционной» альтернативы ни в СИРИЗА, ни в КПГ.
Простая диалектика: массы помогут, заставят СИРИЗА стать новой властью, но внутри общественных процессов наметилось контр-движения более радикальной молодежи, ищущей чего-то нового.
Профсоюзы, тем временем, в связи с «левением» рабочего класса, начали переходить на левые позиции. Для рабочих Греции ясно, что забастовки к успеху не ведут. Нужна смена правительства. Профсоюзы, связанные с ПАСОК теряют свои позиции внутри Конфедерации профсоюзов госсектора. Впервые за долгое время профсоюз КПГ увеличил свою присутствие в конфедерации.
Впервые «традиционные левые» СИРИЗА и КПГ сумели получить большинство среди профсоюзов. Это серьезные поворот влево, и показательный. Раньше работа в госсекторе была престижной, но сейчас эти достаточно консервативные рабочие радикализировались, происходит смена лидеров. Они ищут более воинственное руководство, способное бороться с системой.
Коммунистическая партия Греции
Что же происходит в КПГ? Несмотря на ожидания рабочих и молодежи в 2012 году, партия не пошла на союз с СИРИЗА. Руководство явно не желает использовать тактику народных фронтов, описанную Лениным в «Детской болезни левизны в коммунизме».
Это вполне объясняет результаты выборов в мае и июне 2012. В мае партия получила 8,5%, и, немногим больше месяца спустя, потеряла 4% голосов, набрав 4,5%, худший результат в истории партии. Если бы КПГ высказала желание работать с СИРИЗА, появился бы реальный шанс на перелом политической ситуации в стране. Вместо этого КПГ обвиняют СИРИЗА в реформизме, ничем не отличающуюся от ПАСОК. Это правда, СИРИЗА не имеет выраженной антикапиталистической программы. Направление, в котором движется партия, означает усиление давления со стороны буржуазии и продолжение некогда «радикальной» СИРИЗА мер жесткой экономии.
Руководство КПГ видит ситуацию так: либо они присоединяются к правительству, которое продолжит неолиберальную политику, либо останется в тени, ожидая дня, когда КПГ сама сможет править страной. Но между этими двумя возможностями существует сбалансированный марксистский подход: предложить СИРИЗА союз, но на определенных условиях – отмена долга, остановку приватизации, остановить эксплуатацию рабочих ради выхода из кризиса, в котором они не виноваты. И тогда уже СИРИЗА пришлось бы решать, на чьей они стороне. Сейчас именно СИРИЗА, у которой нет внятной программы решения экономических проблем, обвиняет КПГ в «сектантстве» и отказе от сотрудничества.
Ирония в том, что в 1989-1990 годах КПГ вместе с Новой Демократией было в правительстве. И от оппортунистической позиции они перешли в лагерь ультралевых. Как это можно объяснить? Руководство изолирует партию, опасаясь, что ослабление хватки над партией раскроет тот факт, что КПГ также не имеет внятной программы. Впрочем, постепенно партия отходит от двухступенчатого подхода – сначала буржуазно-демократическая революция, затем социалистическая. Сейчас же идет разговоры о необходимости социализма.
Нынешняя греческая ситуация скоро изменится. Сегодняшнее правительство хромает на обе ноги и скоро падет. Все опросы указывают на то, что СИРИЗА одержит победу в следующих выборах. И сейчас СИРИЗА усиленно пытается найти партнеров для коалиции. Для рабочих и молодежи будущее преподнесет важный опыт: поначалу вера в новое правительство будет сильной, но очень скоро станет ясно, что правительство Ципраса не имеет представления о том, как Греции выйти из кризиса.
Начнутся новые протесты и у рабочих и молодежи не останется выбора, кроме как бороться. В этом контексте идеи марксизма усилятся среди СИРИЗА и КПГ, среди профсоюзов. Задача состоит в том, чтобы усилить марксистскую пропаганду и готовиться к будущей борьбе.
Фред Вестон и Стаматис Карагианопулос, 27 февраля 2014 года




























Добавить комментарий