И ОДИН В ПОЛЕ ВОИН

Впервые об этом выдающемся подвиге, совершенном в начале Великой Отечественной войны 20-летним артиллеристом комсомольцем сержантом Николаем Сиротининым, общественность узнала в 1957 году благодаря известному краеведу из города Кричева Могилевской области Михаилу Федоровичу Мельникову, который на протяжении нескольких лет буквально по крупицам собирал сведения о тех героических событиях.
…Уже к 12 июля 1941 г. фашисты развернули массированное наступление на Смоленск и Кричев, в ходе которого немецко-фашистское командование рассчитывало сходу форсировать реку Сож и двинуться на Москву. На этом важном стратегическом направлении врагу противостояли части 13-й армии Западного фронта под командованием генерал-лейтенанта В.Ф. Герасименко. 6-я стрелковая дивизия, выделенная для прикрытия отхода войск 13-й армии, вела сдерживающие бои против 4-й танковой дивизии 2-й немецкой танковой группы. Части советской дивизии, потрепанные в жестоких и неравных боях, потерявшие большую часть артиллерии и другой техники, получили приказ переправляться за реку Сож. И хотя необходимого количества переправочных средств в соединении не хватало, нужно было во что бы то ни стало задержать немцев на несколько часов, чтобы дать возможность переправиться остальным частям армии.
17 июля 1941 г. 55-й стрелковый полк 6-й дивизии отошел на болотистую речку Добрость у деревни Сокольничи с задачей – любыми силами и способами задержать наступление вражеской танковой дивизии. Из книги орловского журналиста Геннадия Майорова «Сквер Артиллеристов в городе Орле», в которой автор собрал все доступные материалы о Николае Сиротинине: «10 июля 1941 года в деревню Сокольничи, которая располагалась в трех километрах от города Кричева, прибыла наша артбатарея. Одним из орудий командовал молодой артиллерист Николай Сиротинин. Огневую позицию он выбрал на околице деревни. Всем расчетом за один вечер были вырыты артиллерийский окоп, а затем еще два запасных, ниши для снарядов и укрытия для людей». Командир батареи, в которой служил Сиротинин, принял решение организовать прикрытие отступления своей воинской части и как можно дольше продержаться, чтобы выиграть время. С этой целью у моста на 476-м км шоссе «Москва – Варшава» через реку Добрость было установлено орудие, и сержант Николай Сиротинин должен был вести прицельный огонь по танкам противника, как только они выедут на мост. Орудие замаскировали и установили на невысоком пригорке в ржаном поле около реки. С такой позиции хорошо просматривались шоссе и мост, и место идеально подходило для незаметного обстрела. До дороги, ведущей в Кричев, насчитывалось 200 метров, и она была хорошо видна с пригорка Сиротинина. Около дороги была заболоченная местность, и это значило, что танки врага не смогут её преодолеть.
Колонна немецкой бронетехники показалась на рассвете. Первым же выстрелом Николай подбил головной танк колонны, вышедший на мост. Танки стали поворачиваться к месту обстрела, но рожь хорошо скрывала орудие Сиротинина. Когда шок от внезапной артиллерийской атаки прошел, немцы стали отстреливаться и попытались стащить подбитый головной танк с моста с помощью двух других бронемашин. Тогда Сиротинин подбил и их, тем самым приведя нацистов в ярость. Также была предпринята попытка преодолеть реку вброд, однако первый же танк застрял у берега и был уничтожен огнем советского орудия. Сержант повернул пушку влево и стал целиться в танк, замыкающий колонну – подбил его. Выстрелил в грузовик с пехотой – и снова в цель. Немцы пытались съехать с дороги, но танки застревали в болотистой местности. И только на седьмом подбитом танке фашисты смогли понять, откуда ведется обстрел, но из-за удачной позиции Сиротинина шквальный огонь не убил его, а только ранил в левый бок и руку. Снарядов становилось меньше, и Сиротинин решил стрелять реже, но более метко. Один за другим он целился в танки и броневики, попадал, все взрывалось, летело, в воздухе стоял черный дым от горящей техники. Разозленные немцы открыли минометный огонь по Сиротинину. Он привстал, чтобы зарядить сорокапятку в последний раз. В этот миг сзади ударили пулеметы, и Николай упал, пробитый пулями, на разбитое орудие.
Бой с противником продолжался около двух с половиной часов, в течение которых Сиротинин уничтожил 11 танков, 6 бронемашин, а также более полусотни солдат и офицеров противника. Главную задачу сержант Сиротинин выполнил: колонна вражеских танков задержалась, 6-я стрелковая дивизия смогла переправиться через реку Сож без потерь и занять там оборону, которую она вместе с другими частями 13‑й армии держала еще почти месяц, сковывая части гитлеровцев, и лишь потом, в середине августа, прорвалась из окружения.
История войн знает всего несколько примеров, когда враг выказывал уважение своему поверженному противнику, преклоняясь перед его доблестью. Именно такие чувства вызвал у немецкого командования подвиг Николая Сиротинина. Причем о похоронах героя сохранились свидетельства нескольких очевидцев. В частности, жительница села Сокольничи Кричевского района Могилевской области Ольга Борисовна Вержбицкая, владевшая немецким языком, впоследствии вспоминала, что старший немецкий офицер, перед тем как предать тело советского сержанта земле, сказал речь. В ней он хвалил храбрость русского артиллериста и призывал своих солдат любить фатерлянд так же, как погибший герой любил свое Отечество. Еще более интересны воспоминания обер-лейтенанта Фридриха Хенфельда, который в своем дневнике отметил: «Он один стоял у пушки, долго расстреливал колонну танков и пехоту, так и погиб. Все удивлялись его храбрости… Оберст перед могилой говорил, что если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок. Все-таки он русский, нужно ли такое преклонение?».
Сначала сержанта Сиротинина похоронили на месте боя. Позже его перезахоронили в братской могиле в городе Кричеве и на мраморной доске среди прочих указали и его имя. В 1963 году пожилые родители Николая Сиротинина приезжали из Орла в Беларусь, чтобы почтить память отважного сына.
Подвиг Сиротинина признали лишь спустя много лет после войны: в 1965 году в честь 20-летия Великой Победы посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени. Звания же Героя Советского Союза не присвоили из-за бюрократической нестыковки – у семьи Сиротинина не было фотографий сына.
В Беларуси свято чтут память о подвиге мужественного артиллериста: на месте, где Сиротинин в одиночку держал оборону против колонны немецких танков, установлен обелиск, в Кричеве его именем названа улица, в местном краеведческом музее имеется уголок героя, одна из сельских школ носит имя славного артиллериста. У деревни Сокольничи Кричевского района Могилевской области установлен памятник. Надпись на памятнике гласит: «Здесь на рассвете 17 июля 1941 года вступил в единоборство с колонной фашистских танков и в двухчасовом бою отбил все атаки врага старший сержант-артиллерист Николай Владимирович Сиротинин, отдавший свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины».
4 августа 2011 г. в городе Орле на доме №32 по улице Добролюбова, где до войны проживал Николай, состоялось открытие памятной доски «Герою Великой Отечественной войны Николаю Сиротинину». В церемонии открытия памятной доски приняла участие делегация из города Кричева, где в братской могиле похоронен герой.
Н. В. Сиротинину посвящена песня Сергея Тимошенко «Один в поле воин», в которой есть такие слова:
А он, простой сержант, в густых колосьях ржи
Тогда стоял, как сын стоит за мать,
И потому должны родные рубежи
Про Колю Сиротинина узнать.
Так кто же он, отважный герой-артиллерист, сумевший ценой своей жизни остановить фашистскую армаду и обеспечить отход своих частей?
О Николае Сиротинине сохранились лишь скупые архивные сведения. Известно, что родился он 7 марта 1921 г. в городе Орле. Отец – Владимир Кузьмич Сиротинин, мама – Елена Корнеевна. В семье было пятеро детей, Николай – второй по старшинству. Отец отмечал, что ребенком Николай встречал его у семафора – Владимир Кузьмич работал машинистом. Мама отмечала его трудолюбие, ласковый нрав и помощь в воспитании младших детей.
После окончания школы Николай работал токарем на заводе текстильного машиностроения («Текмаш») в Орле. 5 октября 1940 г. его призвали в ряды Красной Армии и направили служить в 55-й стрелковый полк в городе Полоцке Белорусской ССР. Накануне Великой Отечественной войны Николай стал сержантом, командиром орудия.
К сожалению, не сохранился портрет героя-артиллериста, так как гитлеровцы сожгли дом, где жили его родители и все фотографии, все имущество исчезли в пламени. Карандашный рисунок Николая Сиротинина сделан его сослуживцем по памяти много лет спустя.
Наш долг – помнить сержанта Николая Сиротинина, помнить его бессмертный подвиг, совершенный во имя Великой Победы. И как отмечается в одном из стихотворений в честь отважного воина-победителя:
Великий подвиг славного героя
В сердцах людей остался навсегда.
Ночной порой над Кричевской землею
Горит его далекая звезда.
Николай Шевченко, член Компартии Беларуси




























Добавить комментарий