Как политизируется болонский процесс

Конец календарного года ознаменован закрытием грантовых бюджетов. Все, что не успели провести и сказать за год, начинает всплывать в декабре, из-за чего в сети появляется обилие дутых материалов и докладов, напоминающих переливание воды.

5 декабря общественные болонский комитет в лице бывшего проректора ЕГУ В. Дунаева опять рассказал в СМИ о том, что белорусская система высшего образования не соответствует Болонским стандартам.

В докладе утверждается, что белорусские вузы якобы теряют студентов. Обратите внимание, что в прессе неоднократно появлялись публикации, что «белорусы массово уезжают учиться в Польшу», но реально на рынке образования ничего не меняется; это типичные предвыборные вбросы.

В целом, интересно, что общественный болонский комитет выступает против студенческой миграции и считает ее признаком упадка системы образования.

Поскольку местные аналитики постоянно пишут о том, что от них что-то скрывают, мы приводим данные Юнеско по странам. Согласно им, около 22 тыс. белорусских студентов училось за рубежом, из них – 11,6 тыс. в Российской Федерации и всего 5 тыс. – в Польше.

1

В то же время в нашу страну приехало учиться почти 17 тыс. иностранных студентов (см. таблицу), которые перекрывают уехавших. Границы открыты, и это вполне нормальные процессы для любой страны.

Что касается Польши, то она действительно резко нарастила экспорт образовательных услуг. Но, внимание, исключительно за счет Украины (см. таблицу).

2

Именно так выглядит крах системы, о котором пишет Дунаев. Только не для Беларуси, а для Украины. Учитывая, что на образовательную политику Украины последние 5 лет влияли такие организации, как фонд Открытое общество Дж. Сороса (фактически, была полностью разработана образовательная реформа, а нынешняя министр образования Украины являлась стипендиаткой данного фонда), то мы бы постеснялись слушать советы со стороны неких образовательных НГО.

Также напомним, что ранее другой эксперт уже предрекал крах среднего образования по итогам PISA; но все оказалось с точностью до наоборот. Удивительно, что белорусская система получает международные оценки выше тех, что ставят представители оппозиции и местные многостаночники.

Айти-университет вне стандартов

В выступлении Дунаев резюмирует, что «доступность качественного образования в Беларуси катастрофически низкая». Хотя напомним, ранее его коллеги из партии ОГП утверждали, что, наоборот, из-за ЦТ в вузы поступают все подряд. Экспертное сообщество никак не может выработать единую линию критики.

Но появились и новые интересные нотки:

«Косвенным подтверждением низкого качества высшего образования выступает инициатива ПВТ о создании собственного университета. Это признание того, что наша система образования потерпела крах».

Пока, судя по всему, крах потерпели господа, которые хотели заработать на системе образования. В то же время обратите внимание, что Минобр ругают за якобы несоответствие единым европейским стандартам, но при этом идея айти-вуза, который бы не подчинялся минобру и выдавал собственные дипломы, позитивно оценивается Дунаевым. Как это вяжется с болонским процессом, который, наоборот, направлен на стандартизацию образования?

Статья снабжена также глубокими экспертными комментариями, а-ля «до тех пор, пока профессора будут получать нищенские зарплаты, у них не будет времени и возможностей для саморазвития».

Аналитиков, которые дня не работали в бюджетных организациях, может удивить новость, что в регионах преподавание в вузе или работа в школе являются сравнительно стабильным и неплохим заработком. Само по себе желание получать как в Европе, а работать, как сейчас, характерно для любой отрасли народного хозяйства. Однако в Европе, скажем так, и спрос с преподавателя гораздо выше, чем в нынешних условиях.

Болонская система не предполагает заказа кадров

Удивительно и то, что эксперты наконец вспомнили о потребностях рынках труда. Это именно то, о чем с самого начала говорил минобр – т.е. о влиянии заказа кадров на набор в вузы. Напомним, что наборы юристов и экономистов уже были значительно сокращены, и увеличен набор на ИТ- и инженерные специальности.

В то же время связь с рынком труда, вернее, ее отсутствие – это и есть основная проблема как раз болонского процесса, а не белорусской системы. Только аналитики об этом предпочитают молчать.

Европейский студент имеет возможность учиться годами, вплоть до достижения 30 лет и старше. Им сознательно выбираются страны, курсы и специальности, которые позволяют получать высокую стипендию при минимальных трудозатратах. Выдающихся результатов, как правило, они при этом не демонстрируют, а просто получают новые дипломы. Фактически, система образования конкретной страны при этом работает вхолостую.

Более того, поскольку болонская система никак не коррелирует с заказом кадров, рабочих мест для студентов может просто не быть. Практически во всех странах ЕС высока молодежная безработица, а если добавить к этому высокую академическую мобильность, мы получим систему, которая, как пылесос, высасывает из европейской экономики лишние рабочие руки. Для государств ЕС платить им «вечную» стипендию дешевле, чем создавать места в экономике.

Кроме того, европейский работодатель безразличен к «компетентному» подходу – магистр не имеет никаких особых преимуществ по сравнению с бакалавром; и того, и того ждут достаточно сложные реалии в виде рынка труда.

Болонская система как элемент политической пропаганды

Болонская система – это унифицированная трехступенчатая система, понятная за рубежом. Но не более того.

Безусловно, можно продать болонскую реформу как некую красивую идею «ездить обучаться в другие страны и университеты по всему миру». Именно так, упрощенно, она и понимается населением.

Однако от любых обменов должна быть польза для государства, в противном случае мы получим просто аналог молодежного туризма. Для студента это привлекательно, но для национальной системы и рынка труда практически безразлично.

Полностью свободный выбор курсов также сопряжен с риском, что студент пойдет по пути наименьшего сопротивления и будет записываться на самые простые и к преподавателям с низкими требованиями, что повлечет понижение общего уровня образования.

Уже заметны и определенные «поколенческие» проблемы – неумение студентов работать с большими текстами, нежелание читать, готовить аналитические материалы; обширное использование плагиата. Кроме того, в ряде случаев преподаватели сознательно завышают оценки, закрывая глаза на недостатки студентов. Это те проблемы, но которые министерство действительно будет обращаться внимание. Но оппозиция реального положения в упор не видит, и сваливает все в политику.

Донорам плевать на академические свободы

В Вильнюсе в октябре прошла забастовка студентов ЕГУ, которые выступали против повышения платы за обучение и авторитарных порядков руководства университета.

Как сообщает протестующий, «80% студентов вынуждены уже в этом семестре заплатить за свое образование в среднем на 400 евро больше. При этом мы узнали об изменении правил уже после окончания экзаменов, когда у нас больше не было возможностей повлиять на наши оценки. Мы очень рассержены.

Проблемы в авторитарных порядках управления ЕГУ. Мы видим, что руководящий совет, президент и ректор ЕГУ не готовы принимать в расчет мнения студентов и академического сообщества. У них есть свое видение развития университета, а нашу позицию просто игнорируют. ЕГУ страдал от авторитарного режима в Беларуси, а сейчас практикуются аналогичные авторитарные порядки внутри университета. Это просто невозможно, это нельзя объяснить никакой логикой».

Почему бы белорусским оппозиционным активистам не побороться за права своих друзей и не рассказать болонским функционерам об отсутствии академических свобод в ЕГУ и Литве, покритиковать литовские власти?

Разница в том, что в Беларуси лозунг академических свобод используются политизированным группами исключительно для агитации против власти, а не для борьбы за студенческие интересы.

Еще один характерный пример: во Франции студенты сейчас бастуют и выступают с требованием получения гарантированного рабочего места от правительства (по сути – за распределение), а наши активисты стоят с плакатами «распределение – это рабство».

Почему они едят свой хлеб

Недочеты высшего образования в странах ЕС, как и в Беларуси, не связаны конкретно с болонской системой, а связаны с социально-экономическими условиями в конкретной стране. Просто в ЕС нет своих «общественных болонских комитетов», которые все сваливают в одну кучу, делая доклады на грантовых мероприятиях.

Например, миграция студентов и преподавателей из бывших стран ОВД связана как с экономической ситуацией в данных странах, так и с общеевропейской миграцией в целом. Уезжают не только студенты или работники сферы образования, затронутые болонским процессом, но и представители рабочих специальностей. В Польше, к примеру, эти проблемы активно решаются за счет миграции из Украины.

А Литва в свое время практически в два раза сократила количество вузов, что было связано как с миграцией населения (выехало около 25% жителей), так и с массовым характером образования и его обесцениванием. Большая часть вузов, за исключением вильнюсского университета, несмотря на болонский процесс, не были представлены в мировых рейтингах.

Поэтому мнение, что болонская система должна каким-то волшебным образом решить все местные проблемы – не более, чем политическая пропаганда к очередным выборам.


Андрей Лазуткин

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.