Куропатская амнезия

По мере проведения очередных исследований территории Куропат, сторонникам позняковской версии каждый раз приходится «подгонять» результаты под существующую концепцию и придумывать для них все новые и новые объяснения.
Стратегическая высота
Осенью 2018 года в рамках реализации земляных и строительных работ на объекте «Создание и возведение памятного знака мемориала «Куропаты» и благоустройства прилегающей территории» сотрудниками Института истории НАН Беларуси были проведены археологические исследования в месте расположения памятного знака, а также археологическое наблюдение за благоустройством пешеходной дорожки. В ходе раскопок было обнаружено неожиданно большое количество разнообразных гильз и пуль. К сожалению, их краткий анализ, приведенный В. И. Кошманом, заведующим отделом археологии средних веков и Нового времени, кандидатом исторических наук, доцентом в статье «Урочище Куропаты (Брод) в свете археологических исследований», (журнал “Матэрыялы па археалогіі Беларусі” № 30, 2019) не даёт исчерпывающего ответа на ряд ключевых вопросов. В свою очередь, некоторые выводы, сделанные автором, заставляю усомниться в его компетентности.
Для начала анализа остановимся на винтовочных гильзах и пулях. В соответствии с проведёнными экспертизами установлено:
• В восточной части шурфа были обнаружены три пули от патрона 7,62 х 54.0 мм, которые принадлежат винтовке системе Мосина образца 1891 года.
• Гильза винтовочная 7,92 х 57,0 мм (Mauser) от немецкого винтовочно-пулемётного унитарного патрона с гильзой бутылочной формы с невыступающей закраиной. Коррозирована, клеймо не читается.
• Гильза винтовочная 7,92 х 57,0 мм (Mauser) от немецкого винтовочно-пулемётного унитарного патрона с гильзой бутылочной формы с невыступающей закраиной. Деформирована, клеймо «10 15 S64 S», что значит «10» - месяц производства «октябрь», «15» - год 1915, «S64» - материал, латунь, содержание 64 % меди.
• Гильза винтовочная 7,62 х 54.0 мм от патрона который принадлежит винтовке системе Мосина образца 1891, клеймо «7,62 КАЙНОКЪ 17», что показывает 7,62 калибр, 17 - год выпуска 1917, место выпуска Kynoch (Великобритания).
Ознакомимся с выводами, которые делает по этому поводу автор статьи: «Примечательны особенности распространения гильзового материала вдоль пешеходной дорожки. Так, винтовочные гильзы и пули начала ХХ века встречались на вершине холма и его «начальных» склонах. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что именно здесь происходило какое-то локальное сражение в период советско-польской войны 1919-1920 гг. Отнесение данных событий к периоду Первой мировой войны, в частности событий 1915-1918 гг., связанных со сражением войск РИА и Германии не представляется возможным из-за отсутствия информации о вооруженных стычках в данном районе (консультация М. М. Смольянинова / отдел военной истории Института истории НАН Беларуси). В то же время имеется информация о различных боевых столкновениях на подступах к Минску в период советско-польской войны 1919-1920 гг. (июль-август 1919 г. при наступлении польских войск на Минск и июля 1920 года при наступлении войск Красной армии)».
Обратившись по указанным в конце абзаца ссылкам, находим необходимую информацию о боевых столкновениях на подступах к Минску в период советско-польской войны 1919-1920 гг.:
«Падцянуўшы новыя рэзервы, палякі 28 ліпеня прарвалі савецкую лінію абароны і захапілі Заслаўе, Сёмкаў Гарадок і іншыя населеныя пункты, якія знаходзіліся ў непасрэднай блізкасці да Мінска. Каля сцен сталіцы завязаліся жорсткія баі. Варожыя снарады рваліся ў самым горадзе. ... У ходзе баёў многія бліжэйшыя да Мінска вёскі - Пыльніца, Паперня і іншыя - неаднаразова пераходзілі з рук у рукі». (Мілаванаў, В. А. Польская інтэрвенцыя / В. А. Мілаванаў // Памяць: гісторыка-дакументальная хроніка Мінска : у 4 кн. - Мінск : БЕЛТА, 2002. - кн. 2 - С. 408)
Нягледзячы на прынятыя меры, польскія войскі, выкарыстаўшы перавагу ў сілах, 28.07.1919 г. прарвалі лінію абароны і пасля цяжкіх баёў у вёсках Галавачы, Пухлякі, Новы Двор захапілі Заслаўе, Сёмкаў Гарадок і іншыя населенныя пункты. 4.8.1919 г. вораг захапіў Ратамку, па некалькі разоў пераходзілі з рук у рукі населенныя пункты Якубовічы, Пыльніца, Паперня. (Курскі, М. І. На крутым павароце гісторыі / М. І. Курскі // Памяць: гісторыка-дакументальная хроніка Мінскага раёна / Беларус. Энцыкл. - Мінск: БелЭн, 1998. - С. 79)
Два автора в разных книгах, независимо друг от друга приводят фактически одни и те же данные. На что следует обратить внимание?
Первое и самое главное, так это то, что в перечне населённых пунктов нет упоминания ни о деревне Цна-Иодково, ни о Готище (старое название Зеленого Луга), ни о Дроздово, ни о Боровой. Это те деревни, которые находятся в непосредственной близости от Сергеевой горы (т. н. Куропат). Проще говоря, в обеих ссылках нет никаких упоминаний о происходивших в то время боях в окрестностях Куропат. Невольно возникает вопрос о корректности аргументации и выводов В. И. Кошмана, касательно происходившего на Куропатском холме «локального сражения в период советско-польской войны 1919-1920 гг». На основании каких документов он сделал такой вывод?
Населенные пункты Пыльница и Паперня расположены на Долгиновском тракте, по пути наступления польских воинских подразделений. На первый взгляд, только деревня Якубовичи выпадает из этого направления - она расположена почти в километре восточнее дороги. Расстояние от неё до Куропат на карте составляет немногим более четырех километров по прямой линии. Для современного читателя это приблизительно около трех-четырех минут езды на легковом автомобиле по кольцевой дороге. Но в начале ХХ столетия между деревней Якубовичи (Якубово) и Сергеевой горой (т.н. Куропатами) по непроходимым болотным топям протекала извилистая река Цна.
В связи с этим возникает ряд вопросов: Почему польские подразделения не продолжили своё наступление по Долгиновскому тракту в направлении Минска, а свернули на восток? Почему бои были в стороне, возле Якубович, а не возле Цнянки? Ответ можно найти на военной карте: красноармейцы после отступления основных частей уничтожили за собой мост на Долгиновском тракте возле деревни Цнянка, перекрыв полякам путь для наступления на Минск. Для отступления арьергарда был оставлен небольшой мостик за деревней Якубовичи. Поэтому не удивительно, что так отчаянно бойцы Красной армии сражались за эту деревню, а польское войско не могло её обойти стороной - вокруг было непроходимое болото. Удерживая деревню, красноармейцы перевели на другой берег все обозы с боеприпасами и раненными солдатами. А уничтожив этот мостик, остановили наступление польских подразделений.
Моделируя теоретическую возможность локального боя красноармейцев с поляками на склонах Куропатского холма, трудно представить, что могло поляков заставить отклониться от направления наступления на Минск и зайти в это место. Ведь с северной и западной стороны Куропаты окружали непроходимые болота, с южной и юго-восточной стороны была заболоченная низина с восточной стороны от самого склона холма начинался лес, который отделял его от Логойского тракта. Зайти сюда можно было с западной стороны через деревню Цна-Иодково, где был мост через реку и дорога через болото, предварительно хорошенько поплутав по проселочным дорогам. А ради чего? Ведь ни тактического, ни стратегического значения эта высота не представляла!
На этот вопрос В. И. Кошман по-военному четко и ясно ответил в своей статье: «Таким образом становится очевидным, что высокий и еще недостаточно заселенный холм урочища представлял собой СТРАТЕГИЧЕСКИ ВЫГОДНУЮ ПОЗИЦИЮ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ДОРОГИ КОЛОДИЩЕ-ЗАСЛАВЛЬ И ДРОЗДОВО». (С. 83)
Необходимо отметить, что нигде на старых топографических картах 20-х годов дороги Колодище-Заславль нет! На советской военной карте 1933 года, которую в своей статье для убедительности привел В. И. Кошман, она обозначена прерывистыми штрихами - её либо начинали строить, либо она была ещё в проекте. На польской военной карте 1933 года её вообще нет!
В книге Г. Тарнавского, В. Соболева, Е. Горелика «Куропаты: следствие продолжается» (М. 1990) приводятся показания Романа Николаевича Батяна:
— Я коренной житель деревни Цна... Сказать хочу следующее: ... Кольцевая дорога раньше называлась Боровой дорогой. Еще проходила здесь Погонная дорога, а Заславская строилась в 1936 году.
Что касается дороги на Дроздова, то во время советско-польской войны между т.н. Куропатами и этой дорогой рос старый лес, который был вырублен перед строительством Заславской трассы. О каком контроле и каких дорог могла идти речь во время советско-польской войны 1919-1920 гг.?
Комментарии, как говорится излишни...
Неизвестный бой
В 2011 году в ходе предварительного осмотра места перспективного строительства логистического склада СП ОАО «Спартак» археологами была обнаружена целая серия пуль от патронов в винтовке Мосина. Район обнаружения - северо-восточная часть поля, фактически напротив выезда с ТРЦ «Expobel». Пули были локализованы на небольшом возвышении и, возможно, данное место также являлось одним из пунктов обороны (?) при боестолкновении в период с 1919 по 1920 г. Расстояние от этого места до дороги Колодище-Заславль составляет около 180 - 200 м, до вершины куропатского холма - около 800 - 830 м.
Описание подъемного материала с поля:
• № 48-58 - пули винтовочные образца 1891 г., тупоконечные от патрона 7,62 х 54,0 мм, которые принадлежат винтовке системы Мосина;
• № 59 - пуля винтовочная образца 1908 г., остроконечная от патрона 7,62 х 54,0 мм, которая принадлежит винтовке системы Мосина;
• № 60 - сердцевина пули свинцовая, оболочка утрачена. (с. 85)
Ознакомимся с источником, на который ссылается В. И. Кошман, делая свой вывод о возможном боестолкновении в период с 1919 по 1920 г. на месте нахождения пуль от винтовки системы Мосина:
«На блізкіх подступах да Мінска палякі стварылі моцную абарончую лінію, яка праходзіла праз вёскі Малінаўка, Баравая, Азярышча, Вялікая Сунклева. Тут, на загадзя падрыхтаваных пазіцыях, якія былі агароджаны чатырма радамі калючага дроту, яны размясцілі буйныя сілы. Аднак 11.7.1920 г. савецкія воіны 17-й і 27-й стралковых дывізій пасля магутнай артпадрыхтоўкі прарвалі абарончую лінію ў двух месцах - каля вёсак Азярышча і Дражын. У ходзе праследвання адступаючага праціўніка часці Чырвонай арміі ў гэты ж дзень вызвалілі Мінск». (Мілаванаў, В. А. Польская інтэрвенцыя / В. А. Мілаванаў // Памяць: гісторыка-дакументальная хроніка Мінска : у 4 кн. - Мінск : БЕЛТА, 2002. - кн. 2 - С. 410)
В приведенной ссылке указывается о мощной польской оборонительной линии с опорным пунктом в деревни Боровой, но нет никакого упоминания о происходившем в этом месте сражении красноармейцев с поляками. Логично будет задаться вопросом: на основании чего В. И. Кошман сделал свой вывод о причастности поляков к этому бою и об отнесении его в период 1919-1920 года?
От деревни Боровая до места обнаружения пуль расстояние составляет около полутора километров. Для нападения на «мощную оборонительную линию» поляков нужны были соответствующие силы красноармейцев. Это должна быть досконально спланированная операция и достаточно многочисленный отряд хорошо подготовленных красноармейцев. Всё указывает на то, что противник находился на холме, и по нём вели прицельную стрельбу - шёл настоящий бой!
Ввиду того, что этот холм находился западнее укрепленной оборонительной линии, то нападение должно было происходить с западной стороны, т.е. с польского тыла. Совершить подобное мог только диверсионный отряд, засланный на оккупированную поляками территорию. О проведении подобного нападения на польские оборонительные позиции в Боровой в архиве, безусловно, должны были остаться отчетные документы, рапорта, донесения, воспоминания очевидцев. Почему В. И. Кошман не подкрепил свою голословную версию о бое с поляками в 1919-1920 годах и не привел в качестве доказательства своей версии никаких документов? Может потому, что этого боя в то время просто не было?
Заранее предвидя подобные вопросы об архивных документах и объяснении наличия пуль на холме среди поля в свой адрес, постараюсь на него дать исчерпывающий ответ в следующей части своего исследования.
Четыре дня подвига красноармейцев
Для прояснения ситуации с найденной археологами серией пуль от патронов к винтовке Мосина при раскопках, проведенных в 2011 году в ходе предварительного осмотра места перспективного строительства логистического склада СП ОАО «Спартак», обратимся к событиям, произошедшим в начале Великой Отечественной войны. Наиболее полно они отражены в Журнале боевых действий 2-го стрелкового корпуса о боевых действиях 100-й стрелковой дивизии за период с 25 по 28 июня 1941 года. В настоящее время указанные материалы размещены в широком доступе на различных сайтах в интернете. Нет смысла копировать весь дневник боевых действий, остановимся выборочно на некоторых ключевых моментах.
...100-я ордена Ленина стрелковая дивизия, дислоцировавшаяся в мирное время в гор. Минск, там же проводила отмобилизование. Явка приписного состава составила 70%, так как большинство его было на сборах и знало свою часть. Стрелковые полки, проводя отмобилизование, занимали круговую оборону Минска. Дивизией командовал генерал-майор Руссиянов.
... Вся артиллерия дивизии, до батальонной включительно, была изъята из подчинения командира дивизии и направлена в распоряжение командира 44-го стрелкового корпуса для отражения атаки танков противника, находясь западнее гор. Минск в 20—25 км. Фактически артиллерия дивизии, не участвуя в бою с 44-м стрелковым корпусом, в свою дивизию вернулась во второй половине 27.6.41 г.
Полки 100-й стрелковой дивизии занимали оборону: ...331-й стрелковый полк—фронтом на север на рубеже Жуков Луг, х. Кляпуха, пос. Готище, Цнянка, Зацень, имея все батальоны в одном эшелоне на широком фронте.

Схема. Положение частей 100-й стрелковой дивизии на 25 и 26 июня 1941 г.
Штаб и все спецподразделения дивизии — в районе зимних квартир в лесах восточное Уручье.
К 14 часам (26.06.1941) части корпуса изготовились к обороне на рубеже:
331-й стрелковый полк — подготовлял оборонительный рубеж по линии Карниз-Болото, свх. Первого Мая, Дроздова, Цна Иодково.
... В 17 часов противник, собрав свои части, повторил атаку, но с меньшими силами и настойчивостью. Атаки на всех направлениях были отбиты перед передним краем обороны. Потеряв значительное количество танков и особенно пехоты, противник после 18 часов атак больше не предпринимал. Наши части продолжали укреплять свои оборонительные позиции и вести разведку противника.
Потери 100-й и 161-й стрелковых дивизий, несмотря на полное отсутствие артиллерии, были незначительны...
Высадка авиадесанта в Острошицкий Городок продолжалась до наступления темноты группами в 3 самолета через 10—15 минут.
Утром 27.6.41 г. артиллерия, главным образом батальонная и полковая, начала занимать огневые позиции в районах обороны своих полков. Противник повел активные разведывательные действия, местами переходя в атаку, очевидно стремясь определить передний край и характер обороны. Некоторые полки в ночь с 26 на 27.6.41 г. передний край вынесли вперед и до рассвета окопались. Противотанковых препятствий ни в одной части не имелось. Местность для танков всюду была доступна...
331-й стрелковый полк, без 1-го стрелкового батальона, посланного на охрану штаба фронта, наступал вдоль дороги Малиновка, Боровцы, [отметка] 256,0, Марковщина, Вяча. Не получив полностью артиллерию, полк все же энергично атаковал противостоящего противника. ...
В связи с уходом 44-го стрелкового корпуса и штаба 13-й армии и охватом обоих флангов корпуса в 3.00 28.6.41 г. командир 2-го стрелкового корпуса принял решение на отвод частей корпуса за р. Волма...
100-я стрелковая дивизия главными силами в составе 85-го и 331-го стрелковых полков, 46-го гаубичного артиллерийского полка и 151-го корпусного артиллерийского полка отходила по дороге Лесковка, Колодищи, Глебковичи, Засница, Волма. 355-й стрелковый полк отходил по дороге Валерьяново, Сухоруки, высота 236,8, Волма. Отход всех частей прикрывался сильными арьергардами с использованием для отражения танковой атаки [противника] всей артиллерии, в том числе и корпусной...
Весь день 28.6.41 г. части корпуса вели упорные бои с наседающим противником, подвергаясь частым бомбардировкам и налетам самолетов противника с воздуха. К утру 29.6.41 г. части корпуса вышли и заняли новый оборонительный рубеж по р. Волма, взорвав переправы через реку...
Утром 29.6.41 г. бои за Минск были закончены.
Командиру 2-го стрелкового корпуса о боевых действиях 100-й ордена Ленина стрелковой дивизии за период с 26 по 28 июня 1941 г.
За время боев 100-й ордена Ленина стрелковой дивизией уничтожено:
в) 331-м стрелковым полком уничтожено до батальона 82-го пехотного полка, до двух рот мотоциклистов и до роты парашютистов, сожжено 8 танков, разбито артиллерийским огнем 44 танка, мотоциклов — 24, легковых машин — 2, бронемашин — 2, уничтожена батарея 75-мм пушек и 18 противотанковых орудий, убит командир 25-го танкового полка полковник Ротенбург (личный портфель с документами отправлен в штаб корпуса). Взято в плен 8 человек.
Всего за период боев дивизией уничтожено до полка пехоты, до 1,5 батальона мотоциклистов и уничтожено до 75 процентов материальной части 25-го танкового полка.
Командир 100-й ордена Ленина стрелковой дивизии [генерал-майор] РУССИЯНОВ
Начальник штаба дивизии [полковник] ГРУЗДЕВ
30 июня 1941 г.
Эти небольшие выдержки из документов дают общую картину боевых действиях, которые проходили в период с 25 по 28 июня 1941 года северо-восточнее Минска. Насколько найденные при раскопках пули соответствуют описанию боевых действий, мы проанализируем в следующей части исследования.




























Добавить комментарий