Ленин жил. Ленин жив?

Честь – это награда, присуждаемая за добродетель
(Аристотель)
(Аристотель)
В годы «застоя» ходил анекдот о том, как ожил Ленин. Попросил он подшивку «Правды» с 1924 года, пролистал её и оставил записку Дзержинскому: «Уходим в подполье, явки прежние…».
Появись такой анекдот сейчас – что было бы в записке? Разные возможны варианты… Сегодня нас беспокоит множество острых, сложных и, кажется, даже неразрешимых проблем. Одними овладевают нетерпение и злость, другими – разочарование и апатия.
По-разному смотрим мы на историю, на сегодняшний день. Наша бурная эпоха что-то разделяет в жизни: людей и имущество, землю и память. Можно сказать, что память уже разделилась в большинстве из нас. Те, у кого её очень немного – вообще стараются ничего не помнить. Те, у кого за плечами большая жизнь – не знают, что забывать.
Идут оживлённые дискуссии вокруг самого Ленина, его идейного наследия. Однако, если где-то и снесли установленные ему памятники, то это не значит, что Ленин вычёркивается из истории. Историю не перепишешь. Что бы ни говорили – а именно с его именем очень тесно переплелась вся история ушедшего столетия. Ленин был. Ленин есть.
«Объяснять» новую эпоху, хотим мы того или нет, придётся именно в связи с тем наследием, которое оставил нам Ленин. А наши потомки будут оценивать нас по тому, как мы обойдёмся сейчас с Лениным. Да это будет. И будет независимо от того, куда мы выйдем, избавившись от всяких догм.
И вовсе не лишне обратиться к нему как его убеждённым последователям, так и не менее рьяным ниспровергателем.
Вот что говорил и писал Ленин десятилетия назад…
«Чтобы управлять, надо знать дело».
***
«Авангард лишь тогда выполняет задачи авангарда, когда он умеет не отрываться от руководимой им массы, а действительно вести вперёд всю массу».
***
«В народной массе мы всё же капля в море, и мы можем управлять только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознаёт».
***
«Весь гвоздь теперь в том, чтобы авангард не побоялся поработать над самим собой, переделать самого себя, признать открыто свою недостаточную подготовленность, недостаточное уменье. (…) Чтобы двигаться теперь вперёд несравненно более широкой и мощной массой.., доказывая… делом, практикой, опытом, что мы учимся и научимся ему (крестьянству. – В.Е.) помогать, его вести вперёд».
***
«Коллегиальность необходима для решения дел государства рабочих и крестьян. Но всякое раздувание коллегиальности, всякое извращение её, ведущее к волоките, к безответственности, всякое превращение коллегиальных учреждений в говорильни является величайшим злом…».
***
«В том-то и состоит, между прочим, значение партийной организации и партийных вождей, заслуживающих этого звания, чтобы длительной, упорной, разнообразной, всесторонней работой всех мыслящих представителей данного класса вырабатывать необходимые знания, необходимый опыт, необходимое – кроме знания и опыта – политическое чутьё, для быстрого и правильного решения сложных политических вопросов».
***
«Надо тащить волокиту на суд гласности: только так мы эту болезнь всерьёз вылечим. Предлагаю: организовать борьбу с волокитой деловито, по всем правилам военного искусства».
***
«Нас затягивает поганое бюрократическое болото в писание бумажек, говорение о декретах, писание декретов, и в этом бумажном море тонет живая работа».
***
«Малейшее беззаконие, малейшее нарушение советского порядка есть уже дыра, которую немедленно используют враги трудящихся…».
***
«Верх позора и безобразия: партия у власти защищает «своих» мерзавцев!».
***
«Если какая бы то ни было нация удерживается в границах данного государства насилием, если ей вопреки выраженному с её стороны желанию – всё равно, выражено ли это желание в печати, в народных собраниях, в решениях партий или возмущениях и восстаниях против национального гнёта, – не представляется права свободным голосованием, при полном выводе войска присоединяющей или вообще более сильной нации, решить без малейшего принуждения вопрос о формах государственного существования этой нации, то присоединение её является аннексией, т.е. захватом и насилием».
***
«…Всякое государство, в котором существует частная собственность на землю и на средства производства, где господствует капитал, как бы демократично оно не было, – оно есть государство капиталистическое, оно есть машина в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс и беднейшее крестьянство. А всеобщее избирательное право, Учредительное собрание, парламент – это только форма, своего рода вексель, который нисколько не меняет дела по существу. (…) Капитал, раз он существует, господствует над всем обществом…».
***
«(…) трудно добиться, чтобы коммунистические парламентарии не играли в буржуазно-парламентские бирюльки, а занимались насущнейшей работой пропаганды, агитации, организации в массах».
***
«Критику – и самую резкую, беспощадную, непримиримую критику – следует направлять не против парламентаризма или парламентской деятельности, а против тех вождей, которые не умеют – и ещё больше тех, кои не хотят – использовать парламентских выборов и парламентской трибуны по-революционному, по-коммунистически».
***
«…Лучше неудачно сказать правду, чем умолчать о ней, если дело серьёзное».
***
«Мы позволим себе употребить выражение, которое на первый взгляд покажется парадоксом: учиться социализму надо у крупнейших организаторов капитализма. Что это не парадокс, в этом легко убедится всякий, кто подумает над тем, что именно крупные фабрики, именно крупная машинная индустрия, развившая до неслыханных размеров эксплуатацию трудящихся, – именно крупные фабрики являются центрами сосредоточения того класса, который один только в состоянии уничтожать господство капитала и начать переход к социализму».
***
«Конечно, я всегда выражал, выражаю и буду выражать пожелание, чтобы мы занимались меньше политикой, больше хозяйством. Но нетрудно понять, что для выполнения этих пожеланий надо, чтобы не было политических опасностей и политических ошибок».
***
«Не бояться «ученья» коммунистов у буржуазных спецов, в том числе и у торговцев, и у капиталистов-кооператоров, и у капиталистов. Учиться у них по форме иначе, а по сути дела так же, как учились и научились у военспецов. Результаты «науки» проверять только практическим опытом: сделай лучше, чем сделали рядом буржуазные спецы, сумей добиться и так и этак подъёма земледелия, подъёма промышленности, развития оборота земледелия с промышленностью. Не скупиться платить «за науку»: за науку дорого заплатить не жалко, лишь бы ученье шло толком».
***
«И когда нам предстоит выдержать борьбу с капиталистами, нам нужно решительно проводить новый курс. Нам нужно построить всю нашу организацию так, чтобы во главе коммерческих предприятий у нас не оказались люди, не имеющие опыта в этой области. У нас сплошь и рядом во главе учреждения ставится коммунист – человек, прошедший тюрьму, но такой, который торговать не умеет, и по этому случаю он поставлен во главе гостреста. И вот он имеет все неоспоримые достоинства, как коммунист, а купец-то его всё-таки вздует – и отлично сделает, ибо напрасно самых достойных, великолепнейших коммунистов, в преданности которых ни один человек, кроме сумасшедшего, не усомниться, посадили туда, куда надо ставить расторопного, добросовестно относящегося к делу приказчика, который гораздо лучше справится со своей работой, чем самый преданный коммунист».
***
«Наша партия не откажется от использования и буржуазного парламентаризма, если ход борьбы отбросит нас назад, на известное время, к этой, превзойдённой теперь нашею революцией, исторической ступени. Но во всяком случае и при всех обстоятельствах партия будет бороться за Советскую республику, как высший по демократизму тип государства и как форму диктатуры пролетариата, свержения ига эксплуататоров и подавления их сопротивления».
***
«Вывод ясен: отрицать компромиссы «принципиально», отрицать всякую допустимость компромиссов вообще, каких бы то ни было, есть ребячество, которое трудно даже взять всерьёз».
***
«Политике мы, несомненно, научились, здесь нас не собьёшь, тут у нас база имеется. А с хозяйством дело обстоит плохо. Самая лучшая политика отныне – поменьше политики».
Разве не перекликается всё это с днём сегодняшним? Ленинские уроки борьбы и наука политического реализма являются и сегодня незаменимым оружием в осмыслении сегодняшних вопросов общественного развития, дают возможность по-новому подходить к поиску преодоления трудностей; поучительны для определения каждым соотечественником своего места в процессе обновления (или его перспективы) всех сфер общественной жизни, своей ответственности за судьбу государства.
Дискуссии вокруг Ленина – явления нормальные.
У Ленина были ошибки и недочёты.
Устраивать же крикливые потасовки вокруг Ленина – нелепо. Ниспровергают ленинскую теорию, как правило, беспросветные невежды, настойчиво стремящиеся столкнуть в бездну невежества всех сограждан. Сопротивляйтесь всякому невежеству, выкорчёвывайте его из себя! Читайте Ленина!
Подготовил Владимир Егорычев




























Добавить комментарий