Пакистан: революционное движение в сердце Гималаев

За последние два месяца массовые протесты сотрясли Балтистан, пакистанский регион, граничащий с Индией, Китаем и Афганистаном. Поначалу движение началось как реакция на повышение цен, вызванное отменой государственных субсидий в сельском хозяйстве региона.
Движение мгновенно превратилось в массовый протест. 15 апреля началась сидячая забастовка, продолжавшаяся 2 недели. Забастовка показала беспрецедентное единство самых разных религиозных и политических групп, совместно выступивших против безработицы, инфляции, перебоев с электроэнергией, постоянного политического давления.
Ядгар Чоук в Скарду и Гаргхи Бах в Джилите стали главными центрами протеста, где собрались тысячи людей. В города стеклись люди из деревень и городков. Телевидение и корпоративные СМИ сыграли свою роль: никакого внимания протесту уделено не было, вместо этого освещались события вроде суда над экс-президентом страны. Местные газеты пытаются обратить внимание на движение, но общенациональные СМИ проблемы региона игнорируют.
Местные органы самоуправления и центральное правительство поочередно обвиняют друг друга в сложившейся ситуации. Правда в том, что правящие круги не видят выхода из кризиса, да и не пытаются его найти. Через неделю после начала протестов был создан комитет во главе с федеральным министром по делам Кашмира Барджесом Тахиром, который сходу заявил, что пересмотра нынешней политики субсидирования не будет.
Субсидирование было важной частью функционирования сельского хозяйства региона начиная с 1970-ых годов. Согласно конвенции ООН Пакистан обязан предоставлять субсидии населению, проживающему на спорных территориях. Политика поддерживалась до 2008 года. Новое правительство объявило о свертывании политики «Еда, одежда, крыша над головой» и начало свертывание субсидиарной программы, цены на зерно подскочили на 30%. И с 2008 года правящая партия продолжает воплощать в жизнь неолиберальную политику.
Результатом наступления неолиберальной элиты на экономическую систему стала реакция со стороны 20 религиозных, националистических и политических организаций, сформировавших «Комитет Действия Авами». Северные регионы особенно подвержены влиянию КДА.
Протестующие требуют возвращения субсидий, борьбу с безработицей, выступают против эксплуатации природных ресурсов Кашмира корпорациями. Ответом властей стал запрет на общественные собрания.
10 марта начались по-настоящему массовые акции протеста. 3000 протестующих из сельской местности присоединились к 15 000, организовавшим лагерь в Гаргхи Бах.
В Скарду собралась толпа в 30 000 человек. Первой жертвой волнений стал главный секретарь городской администрации Мохаммед Юннус Дагха, уволенный за подписание приказа об отмене субсидий. Протестующий это не удовлетворило.
Правящий класс решил использовать свое традиционное оружие – расколоть движение по каким-либо принципам. 21 апреля лидер местных шиитов Деедар Али Шах заявил, что шиитам нечего делать на протестах. Несмотря на это заявление, шииты принимают активное участие в движении. Многие религиозные лидеры, до этого объявлявшие друг друга еретиками и неверными собрались вместе, под общим знаменем протеста против неолиберальной политики.
Пока что КДА очень аморфна, но это отличный опыт для молодежи и рабочих Балтистана. Партии Пакистана к делу народа Кшамира глухи, и рано или поздно люди осознают, что для достижения своих целей им придется создавать свои организации.
Лал Кхан




























Добавить комментарий