Палата номер шесть

«Коммунист Беларуси» внимательно следил за предвыборной агитацией и попытался выяснить, что же предлагают избирателям оппозиционные кандидаты.
На нынешних выборах происходит настоящая вакханалия демократии: например, в телевизоре можно было увидеть члена БНФ в бронежилете, с американским флагом, «погоней», макетом патрона и надписью на груди «куля для прэзідэнта». Почему именно «пуля», Владимир Подгол прямо объяснить стесняется. Чтобы подстраховаться, утверждает, что «куля» с белорусского переводится как «шар». Ну, видимо, мы с Подголом учили разные белорусские языки.

В своем выступлении Владимир призывает закрыть границу с Россией, чтобы остановить поток оружия, наркотиков (будем выращивать свои вместе с ОГП – об этом ниже), а заодно и отказаться от Таможенного союза. Как видим, планы Зянона Позняка по строительству забора от русских не забыты, в БНФ остались еще достойные люди, чтобы их осуществить.
Обратите внимание на второй плакат Подгола: «пуля для животно-растительной оппозиции». Может ли оппозиция быть животной, а тем более растительной? А вот и да!
Татьяна Короткевич, которую ранее обвиняли в сотрудничестве с режимом, продолжает сотрудничать (на этот раз – с «Зеленстроем»). В прессе она разместила душераздирающе трогательное эссе «Мой округ между двумя долинами — Солнечной и борщевика».
«Днями со своей инициативной группой я проводила альтернативный контроль. И подтверждаю факт показушной борьбы с зеленым агрессором своими фотографиями. Обещаю жителям нашего округа, что не отступлю — добьюсь наведения порядка, ликвидации сорняка-агрессора», – агитирует Татьяна за мирные перемены без борщевика.
В целом растительный тренд оказался в эту кампанию мощным и устойчивым. Например, кандидат от партии ОГП Павел Стефанович предлагает разводить анашу в колхозах.

Легализация наркотиков логично дополнила программу ОГП «Миллион новых рабочих мест» по развитию малого и среднего предпринимательства – вероятно, в скором времени в Беларуси появятся предприниматели-дилеры, предприниматели-закладчики и предприниматели-курьеры. Превратиться ли партия ОГП в наркокартель, покажет время, но перспективы международного сотрудничества представляется весьма заманчивыми.
Вот фрагмент интервью с кандидатом:
– Кто будет этим заниматься? Кто у нас будет выращивать коноплю: колхозы, совхозы?
– Естественно, выращивание конопли – это перспективный бизнес для нашего сельского хозяйства, которое находится не в лучшей ситуации. Более того, коноплю можно применять не только для курения, но и производить из нее ткань, одежду, обувь, делать масло и так далее. У нас есть большое поле, чтобы реализовать эту политику.
Напомним уважаемому кандидату, что конопля, растущая в наших широтах, к наркотическому употреблению не пригодна. Для этого она должна вырасти под жарким южным солнцем, а не на пасмурных совхозных плантациях. Как видим, оппозиция по-прежнему остается далекой не только от народа, но и от белорусских реалий.
В том же округе, что и стрелок-Подгол, баллотируется экономист Виктор Терещенко, который утверждал, что в избирательную кампанию 2015 года белорусские спецслужбы отравили его морковным соком (возможно, с полонием). Чтобы перещеголять Подгола в танковом шлемофоне, он применил спецэффект – принес в студию два штыря с наколотыми на них кухонными губками.

Очевидно, набор губок должен был имитировать столбчатую диаграмму. Есть также версия, что это отсылка к событиям 11 сентября, но без самолетика либо вербовка детской аудитории канала «Беларусь-3» - моя сестра, например, очень любит мультик «губка Боб».
А вот для детей постарше представитель партии «Зеленые» Дмитрий Кучук провел занятие по гражданской обороне, надев противогаз во время выступления.

Возможно, противогаз в дальнейшем станет белорусским символом анонимного протеста, который еще и защищает от милицейской «черемухи».
Эстафету допризывной подготовки (уже для девочек) продолжил кандидат от движения «За свободу» Александр Толстыко, который с забинтованной головой пикетировал Мингорисполком. Акция называлась «пикет – Шорцу в пакет». Новость я читал-читал, но зачем Толстыко изобразил на себе ранение в голову, так и не понял. Наверно, подголовская «пуля для президента» не туда попала.
Тем временем «Хартия97» бьет тревогу: «на БТ отцензурировали даже одежду оппозиционного кандидата». Оказывается, с помощью передовых технологий и рамки была изменена политическая ориентация оппозиционера Владимира Непомнящего.

Ничего другого о нем даже не могу сказать. Все новости о Владимире, которые можно найти, так или иначе связаны с его майкой. В Беларуси, чтобы считаться политическим активистом, этого достаточно. В этот раз майка, правда, не помогла – кандидат снялся.
Другой гомельский кандидат Кацора обиделся, что к нему не пришли на встречу, хотя в городе якобы были распространены «десятки тысяч листовок»:
«Выборов нет — и избирателей нет. У меня язык не поворачивается назвать вас избирателями, потому что вы ничего не решаете, ваши голоса никто не считает. Я еще могу сказать, что вы граждане, потому что вы сюда пришли, и вам небезразлично. А за забором — это население, которое не верит ни во что и ждет, что принесут, подадут, ведь до сих пор приносили и подавали», — сказал Кацора.
Вот правильный разговор панов с холопами, достойный того, чтобы быть внесенным в программу партии ОГП, в которой состоит кандидат. Кто к кому должен идти на поклон – оставим на совести возможного народного избранника.
Тему холопов и панов затронул и член партии ОГП режиссер Юрий Хащеватский. Фильмы этого режиссера в кино не показывают: известен он тем, что снял «Плошчу» и «Обыкновенного президента», где хриплым закадровым голосом, аки Михаил Ромм, обличает Лукашенко.
По Хащеватскому, проблема доселе была в том, что крывавы режим не хотят валить несознательные белорусы:
«Вы говорите, что у нас слабая оппозиция? Это не оппозиция слабая, это вы, дорогие мои соотечественники, слабые», – считает мэтр.
В выступлении Хащеватский сравнил Беларусь с коробком спичек, которые не зажигаются: «И вся наша экономика, вся наша промышленность, как этот коробок, существует только для видимости». Философией солипсизма и «Матрицей» повеяло от этих слов. Как минимум, еще «коробок» существует, чтобы о нем говорил Хащеватский. Мы же напомним, что с помощью коробка можно играть в «козла» – есть такая популярная игра на зоне. Будем, однако, надеяться, что в этом году обойдется без «плошчы», посадок и новых фильмов Хащеватского.
Оппозиция из года в год обвиняет власть, что выборы фальсифицируются, но иногда даже и близко не ясно, в чью именно пользу их нужно фальсифицировать. Например, в Сенненском округе баллотируется солидный кандидат от БНФ Добротвор, председатель Республиканской партии труда и справедливости Заднепряный и казак Улахович. Сеча обещает быть тяжелой и кровопролитной.

Между перекурами член БНФ Добротвор также обещает катать избирателей на «хаммере». Короче, достойный кандидат от достойной партии.
Что же касается атамана Улаховича, то оппозиционные СМИ из белорусских казаков два года делали пугало (потому что больше не из кого). Однако в итоге оказалось, что верховный атаман белорусского казачества Улахович выступает за гендерное равенство, против «русского мира», да еще и партбилет компартии хранит.
– В нынешней кампании вы критикуете идею «русского мира». Давно ли вы от нее отказались?
– Всегда! (готов – А.Л.)
– Но раньше вы выступали за объединение с Россией и Украиной, за воссоздание империи в виде нового Советского союза.
– Мы не до конца оценили свободу и суверенитет, которые обрели. Их надо беречь как зеницу ока. И Улахович тоже меняется.
Пока Улахович меняется, меняются и политтехнологии. В нынешней кампании впервые появились билборды (в количестве аж двух). Об этом ярком событии написали все незалежные СМИ. Татьяна Короткевич повесила билборд на МКАДе, Леонид Брич – в Бресте, а Олег Гайдукевич вдогонку заявил, что хочет себе даже не один щит, а четыре, чтобы было дорого и богато. Партия ЛДП, видимо, всячески кичиться своими финансами и тесными контактами с бизнесом, в связи с чем хочется процитировать вышеупомянутого атамана Улаховича:
«У нас сегодня самые демократичные выборы в мире. Почему? Потому что глава государства сказал: уважаемые, за деньги никто депутатом не станет. И это правда».
Помимо рассуждений в стиле фильма «Брат» отметим, что вешать билборды банально дорого, стоимость каждого – от 200 до 400 у.е. в зависимости от региона. Хотя понты, как говорят в народе, дороже денег, которых не хватает. Вот как комментирует ситуацию с избирательными фондами Лидия Ермошина:
«Не думаю, что будет очень много желающих перечислять деньги. Все-таки время сейчас непростое. Но вполне возможно, будет какой-то ряд сторонников, которые помогут, и тогда, по крайней мере, кандидаты смогут напечатать какую-то продукцию, то есть листовки какие-то. Но даже если они этого не сделают, избиратель все получит бесплатно».
Короче, у многих кандидатов пока остается проблемой хотя бы листовку напечатать. ЛДП же, видимо, всерьез намерена перекраивать партию и избирательную систему под нужды спонсоров – в интервью Олег Гайдукевич всячески лоббирует идею перехода на выборы по партийным спискам, когда голосуют не за кандидата, а за партию. Все бы хорошо, но приводит это к тому, что в той же России коллеги из ЛДПР не брезгуют торговать местами в этих самых списках.
Тем временем оппозиционная пресса продолжает всюду искать руку спецслужб. Похоже, морковным соком для Терещенко в этот раз они не ограничились и пошли в наступление. Так, во время пикета БНФ по сбору подписей неизвестный в шортах и байке с капюшоном схватил репродукцию художника Марочкина и убежал в сторону ГУМа. Хоть искусство, как завещал В.И. Ленин, и должно принадлежать народу, но эксперты из независимых СМИ сразу же обвинили в краже картины белорусских силовиков. Можно подумать, что те выкрали Мону Лизу из Лувра.
На периферии кампания проходит не менее драматично. В Хойниках Константин Жуковский, представитель кандидата от ОГП Алексея Атрощенко, долго и упорно переругивался в мегафон с пенсионеркой. Действия местной жительницы представитель ОГП тоже назвал провокацией. Впоследствии представителю кандидата устроили кулачные бои в Лоеве, и тоже руками пенсионерки, но уже другой. Очевидно, что за Жуковским ведется серьезная охота гомельских спецслужб.
На фоне всего перечисленного неадеквата оппозиция еще и пишет, что кампания проходит незаметно, а «ярких кандидатов режут». Под «яркими кандидатами» СМИ понимали снятого за неверную декларацию Александра Логвинца (о нем мы уже писали). Логвинец же внезапно заявил на ОНТ, что и так собирался сниматься. Очевидно, такой кандидат был очень нужен избирателям. Зато вокруг него почти месяц лила слезы вся незалежная пресса, мол, ЦИК ведет страшные репрессии.
Остальная оппозиция при этом жалуется, что избирательная кампания в СМИ освещается недостаточно, хотя 77 кандидатов (около 15% от всех) сами не явились в студию на запись выступлений. 77 человек по 3 минуты – это 231 минута, что составляет, к примеру, более десяти серий популярного мультфильма про «покемонов». Возможно, мультик органично дополнил бы «пулю для президента» и мужчину в противогазе, создавая уютную и непринужденную атмосферу между выступлениями кандидатов.
Но выбрать – это только полдела. Не менее важная часть выборов – наблюдение. После того, как НИСЭПИ прекратил деятельность, моментально пошли круги по воде. Оппозиция тут же заявила, что самостоятельно не может обеспечить наблюдение. Олег Гулак, председатель Белорусского Хельсинкского комитета обеспокоен: «активисты кампании «За справедливые выборы» будут сами подсчитывать число пришедших избирателей на конкретных избирательных участках. Нами будет «закрыто» около 150 участков».
150 участков из 6000 - это аж 3-4 округа из 110, причем будут исключительно цифры по явке, а не результаты по кандидатам. Оказывается, без поддержки НИСЭПИ наши борцы даже не могут сосчитать собственный электорат. Остается только надеяться, что граждане сделают правильный выбор, и Палата представителей шестого созыва не превратится в «палату номер шесть».
Андрей Лазуткин




























Добавить комментарий