Шестой день и «шестерки»

Как известно, на шестой день сотворения мира бог создал человека по образу и подобию своему, а вот журналистов он создал, видимо, еще раньше, чтобы те могли заранее охаять шестой день.
Инициативы Минобразования не успевают начать реализовываться, как СМИ уже провоцируют вокруг них шквал критики. Так, на портале tut.by вышла статья с кричащим заголовком «Дайте учителям и детям отдохнуть! – приказ о шестом школьном дне насторожил педагогов», которая по тону и по форме подачи является прямым давлением на Министерство образования.
Мы попытались разобраться, кому выгодна такая информационная политика, и почему министра, которого оппозиционные «специалисты» по образованию обвиняли в консерватизме, через шесть недель уже критикуют исключительно за нововведения и перемены.
В указанной статье присутствуют агрессивные обороты «кто и как им заплатит», «поголовная бессмысленная повинность», «чиновники не готовы объяснить», а также унизительные ремарки типа «но не все учителя воспринимают это как повинность», так сказать, подчеркивающие объективность.
При этом журналист провоцируют педагогов самой постановкой вопроса, «хотите ли вы работать в шестой день» и «что вы будете за него получать». Конечно, работать все наши сознательные граждане хотят меньше, а получать больше, но выдавать это за некий vox populi от образования смешно.
Сам опрос учителей претендуют на то, чтобы отражать некий срез мнения. Между тем, ни один довод в поддержку необходимости организации шестого школьного дня не был приведен. Максимум – вялые объяснения о том, что и так как есть – нормально, а точка зрения министерства образования учителями не комментируется, потому что (что логично!) еще не появился соответствующий приказ.
Однако журналистов с tut.by этот же факт почему-то ни разу не смущает. В итоге СМИ занимаются спекуляциями, которые со стороны выглядят как давление. Не имея конечного представления об организации шестого дня, они выступают с критикой, прикрываясь авторитетом неких анонимных наставников, допуская даже пассажи в духе «если спросить анонимно, учителя будут плеваться и молиться, чтобы 6-й школьный день убрали».
Какие у нас, однако, верующие учителя. Плюются и сразу крестятся. Возникает вопрос: а существует ли на самом деле эта плюющаяся «анонимная учительница из Гомеля», или, как у Горького, надо задать вопрос «А был ли мальчик?»
Очевидно, что подобные материалы с авторитетными анонимными источниками представляют собой сплетни, хотя в таких сплетнях заинтересованы только репетиторы (которые традиционно ругают школу, программы и учебники, набивая себе цену), и конечно, наша дорогая оппозиция, которая всегда и везде за любую бучу.
Сначала мы развенчаем некоторые сплетни, а затем поищем, кому они выгодны.
Во-первых, шестой день не будет сформирован по жесткому шаблону сверху и некоему принуждению. Учреждения образования будут сами определять его программу.
Во-вторых, напоминаем, что оплата учителей по контракту проводится из расчета 36 часов в рабочую неделю. Учителя, видимо, считают, что отработав 20 часов, они более ничего не должны ученикам. Однако напоминаем, что учитель – не просто «урокодатель», но и педагог. Именно за это ему полагается 56 дней отпуска в качестве определенной привилегии.
В-третьих, речь идет не о проведении занятий и дополнительной нагрузке, а о консультациях, встречах с родителями и факультативах. Опять-таки, это не прихоть министерства, а необходимость – сами родители зачастую жалуются на невозможность встретиться с учителем-предметником и проконсультироваться у него.
В-четвертых, тянуть насильно ребенка в школу не будут.
Между тем, в ряде школ система шестого дня уже действует в том или ином виде. Пользуясь анонимным методом tut.by, мы побеседовали с родителями нескольких столичных школ. Оказалась, их точка зрения далеко не противоречит министерской.
К примеру, Алла Владимировна рассказала нам, что в настоящий момент на шестой день сдвинута одна физкультура. День формально занят, но это никак не влияет на организацию учебного процесса – шестой учебный день сводят исключительно к физподготовке. При этом она отметила высокую загруженность в основные дни и нехватку факультативов и консультаций по математике, информатике, русскому языку.
По поводу решения задач с ребенком честно ответила, что такая проблема есть, и что школьную подготовку сегодня пытаются замещать репетиторами – это уже стало своего рода хорошим тоном и чуть ли не признаком достатка. Возможно, что готовить к ЦТ как раз и можно было бы в субботу в качестве факультативных занятий, а не отдавать деньги репетитору.
«При этом подготовкой к ЦТ злоупотребляют даже частные издательства – «репетиторский» спрос приводит к тому, что появляется множество некачественной методической литературы, за которую отвечает непонятно кто – и так образовательную деятельность сводят к зарабатыванию денег», – считает наш собеседник.
Кому выгодна политизация вопросов образования?
На примере Минобра отчетливо видно, как со стороны оппозиционной прессы идут попытки формировать общественное мнение и политизировать вопросы образования. Если почитать комментарии на форумах, то можно увидеть, как в глазах обывателя действия конкретного министерства переносятся на всю власть. Нечто подобное мы уже наблюдали год назад, когда из-за сертификации товаров для узкой группы ИП оппозиционные организации пытались поднять волну уличных протестов; аналогичная ситуация складывалась и с действиями министерства ЖКХ вокруг необоснованного повышения тарифов. Сейчас похожая ситуация складывается вокруг президентского Декрета №3, цель которого – борьба с укрывательством доходов, но который в СМИ называют не иначе как «декретом о тунеядцах».
Данные информационные поводы объединяет одно – попытки политизации социальных вопросов.
Ввиду стабильно низкого рейтинга оппозиционных партий, западные архитекторы оппозиционной системы ранее выделяли часть средств на прямую поддержку протестных акций, последнюю крупную волну которых мы наблюдали в 2011. После украинских событий средств на прямую дестабилизацию Запад не выдает, но оппозиционные организации так и не научились работать по-новому, в правовом поле, и продолжают бить по старому шаблону, создавая для общества мнимую проблему там, где ее нет.
Очевидно, назначение министра – первого секретаря ЦК КПБ посчитали подходящим информационным поводом, хотя и менее резонансным, чем президентский декрет. Так или иначе, вопросы источников дохода и вопросы образования собственных детей затрагивают абсолютное большинство белорусов, что и отражается в прессе.
Tut.by, в погоне за рейтингом, ввязывается в достаточно грязную игру, где оппозиционные СМИ навязывают порталу свою «критическую» информационную политику. СМИ играют в своего рода «догонялки» – если материалы появляются на пяти оппозиционных сайтах, то и tut.by что-нибудь накропает, пытаясь не отставать. Однако разница и ответственность огромна – большую часть оппозиционных сайтов читает узкая группа населения, близкая к субкультуре, а tut.by является крупнейшим информационным порталом.
Можно заметить, что с момента назначения нового министра прошло всего шесть недель, и весь этот огромный срок оппозиционная пресса откровенно брюзжит и переходит на личности. Ранее оппозиционные аналитики с умным видом анализировали партийность, опыт работы, национальность и место рождения Игоря Карпенко, и дописались аж до того, что министр был назначен в угоду Российской Федерации (!) в обмен на повышение тарифов по транзиту нефти через территорию Беларуси(!!!) И когда эти же люди вдруг изъявляют недовольство по вопросам образования, то их придирки уже выглядят как-то мелковато, по сравнению с нефтью-то. Коммуниста поругали за консерватизм, а теперь, наоборот, не нравятся перемены. Ну, не угодишь панству.
Что касается tut.by, то по факту ни одна инициатива Минобра не была поддержана порталом, который спекулирует на домыслах и поставляет читателю негатив, работая на «просмотры», а не на консенсус в обществе. Претензии ранее возникали у нас и к раскрутке оппозиционных организаций, ведущих деструктивную деятельность или создающих видимость таковой, однако их влияние на общество ничтожно даже с учетом такой «рекламы», а вот вопросы средней школы затрагивают каждую белорусскую семью.
В итоге в общество вбрасываются следующие тезисы:
- Школы против любой дополнительной нагрузки. Они предпочитают работать по-старому.
- Существуют противоречия внутри системы образования (неподчинение школ приказам министерства)
- Заявляется о недовольстве социальной группы – учителей, а форумы создают видимость недовольства родителей.
Нас, конечно, возмущают и вопли о бесправных перегруженных детях, будто речь идет не меньше, чем о разгрузке вагонов на станции «Минск-Сортировочный» детскими ручонками. Такое чувство, СМИ хотят создать видимость, что Минобр строит концлагерь, который только осталось огородить проволокой из бисера, вышитой на кружке «Умелые ручки». В который раз убеждаемся, что информационная политика tut.by необъективна и ангажирована, однако претензии здесь уместны не к конкретному журналисту, а скорее к Марине Золотовой, редактору tut.by, которая эту политику определяет.
Что касается самой журналистки, автора публикации о столь актуальных проблемах образования, то мы посмотрели подборку материалов автора и убедились, что политическая проблематика ей, мягко говоря, не чужда, а вот интереса к среднему образованию ранее не наблюдалось.
Очевидно, журналисты tut.by, так сказать, многостаночники с крайне широким профилем, а потому с таким трепетом и беспристрастием подходят к проблемам образования.
Видимая рука рынка
Собственно tut.by тем самым уверенно рекламирует рыночные позиции: репетитор научит, платный спортзал подкачает, а воспитанием можно особо и не заниматься, это коммунистические пережитки, интернета хватит. При этом родители на форуме обвиняют Минобр уже чуть ли не в том, что тот не дает им общаться с детьми. Однако министерство, извините, не какое-то исправительное учреждение. Любому критически мыслящему человеку очевидно, что сидящие в телефонах и компьютерах современные дети, наоборот, испытывают нехватку навыков реального общения, не приучены работать в коллективе и коллективным формам труда, в том числе и физическому, и «коллективный» школьный день пойдет им только на пользу. Как минимум, это отличная идея, которая требует продуманной реализации. На нынешнем этапе она зачастую хромает, и это точка зрения не только министра, но и Главы государства. Если же под «нехваткой общения» понимается то, что родители в шестой день хотят решать с ребенком задачи на коленке, то именно эту ситуацию министр и хотел бы переломить, что ранее было отмечено в интервью.
Также при подготовке материала были проигнорированы разъяснения Игоря Карпенко. В частности, им было отмечено, что педагоги, преподающие различные учебные предметы, зачастую устраняются от участия в шестом школьном дне.
При разъяснении задач шестого дня министр подчеркнул:
– Предполагается, что проведение для учащихся 9−11-х классов факультативных занятий в этот день разгрузит для ребят основную учебную неделю. Еще одним принципиальным новшеством подписанного документа является решение вопросов трудового воспитания и взаимодействия общей средней школы с системой профессионально-технического образования для того, чтобы можно было использовать возможности лицеев и колледжей в обучении навыкам тех или иных профессий.
Глава ведомства также напомнил, что сейчас ведется работа по внесению изменений в Кодекс об образовании. По мнению И. Карпенко, в перспективе многие факультативные занятия учащихся 5−11-х классов можно было бы выносить именно на шестой школьный день.
Министр рассказал, что начинается мониторинг организации работы в шестой школьный день в соответствии с нововведениями. Он будет проводиться не с целью вынесения каких-либо взысканий, а для корректировки содержания работы.
Tut.by же, в пику министерству, пишет:
«Учителя рассказывают, что способов «наказать» учителя за слабую посещаемость (в шестой день – А.Л.) много: от обычного выговора до денежных санкций».
Тем самым портал намеренно вводит читателя в заблуждения: стращает учителей некими дисциплинарными взысканиями, родителей и детей – дополнительной нагрузкой, пересказывая сплетни. А после подробного разбора домыслов с помощью анонимных комментаторов в конце статьи размещена отсканированная копия служебного документа, который «прислали читатели» (Верх цинизма! Если разместили, то почему не разобрали этот приказ? А вдруг он полностью противоречит написанному вами?)
Откуда у СМИ внутренние документы министерства, отдельно вопрос (тут уже речь не о шестом дне, а о «шестерках»). Между тем, в приказе, подписанном Игорем Карпенко и который уже успели так лихо обсудить, идет речь о создании рабочей группы по проведению мониторинга организации шестого дня в учреждениях среднего образования, а затем предоставлении предложений и выводов по результатам мониторинга.
Как ни удивительно, но именно об этом Игорь Карпенко и заявил 20 января в интервью СМИ. Так стоило ли копать сенсацию на пустом месте?
Между тем, министерство выполняет прямые указания, связанные с организацией процесса образования. Поэтому приказ предполагает широкую отчетность перед родителями о мероприятиях шестого дня, организацию общественно-полезного труда в рамках объединений «БРПО», «БРСМ», работу объединений по интересам трудовой направленности, максимальную занятость учащихся, состоящих на различных категориях профилактического учета (СОП, ИДН), физкультурно-оздоровительные мероприятия и ряд других. Большое внимание также уделено профессиональной ориентации учащихся – и при этом конкретный перечень мероприятий будет формироваться руководством учреждения образования. Нас крайне удивляет, что такие вполне необходимые и здравые меры не находят понимания у tut.by.
Андрей Лазуткин




























Добавить комментарий