СЛАВОЙ ДОБЛЕСТНЫХ ПОБЕД ОН ОСТАВИЛ ЯРКИЙ СЛЕД!

…Все, кто читал рассказ «Судьба человека» известного советского писателя, лауреата Нобелевской и Ленинской премий Михаила Шолохова или смотрел одноимённый фильм кинорежиссёра, народного артиста СССР, обладателя премии «Оскар» Сергея Бондарчука, хорошо помнят фразу: «И после третьей – не закусываю!». Герой фильма Андрей Соколов в плену проявляет такое мужество, силу воли и достоинство, что вызывает уважение и восхищение даже у врагов. Но, пожалуй, мало, кто знает, что прототипом главного героя повести и киноленты был реальный че-ловек – лётчик-истребитель белорус Григорий Устинович Дольников.
Григорий родился 8 мая 1923 г., в деревне Сахаровка Горецкого района Могилевской области в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ при паровозном депо в Минске. Работал слесарем, бригадиром на Минском вагоноремонтном заводе им. А. Ф. Мясникова, возглавлял комсомольско-молодежную бригаду. Из дневника Г.У. Дольникова: «...Когда впервые увидел летчиков, я был пленен и сразу решил – буду летать! И с муравьиным терпением стал осваивать эту профессию. Я так старался, что стало получаться». Мечту стать лётчиком начал осуществлять в Минском аэроклубе Осоавиахима, в котором освоил полеты на самолётах У-2 (По-2) и совершил первые прыжки с парашютом. В 1940 году добровольцев вступил в ряды РККА, затем обучался в Батайской военной авиационной школе пилотов имени А.К. Серова, в которой избирался комсоргом звена, выполнял множество общественных поручений. В конце 1941 года авиашкола перебазировалась в город Евлах (Азербайджан). Из выпускной характеристики Дольникова, утверждённой начальником школы полковником А. Кутасиным 11 января 1943 г.: «Партии Ленина-Сталина и социалистической Родине предан. Летать любит, в полете вынослив. Активно участвует в общественной и политической жизни подразделения. Целесообразно использовать в истребительной авиации РККА. Достоин присвоения воинского звания сержант». После окончания авиашколы Дольников служил лётчиком 25-го запасного и 494-го истребительного авиационных полков, проходил в тылу переобучение на американский истребитель P-39 «Аэрокобра». С июня 1943 г. воевал лётчиком 9-й гвардейской истребительной авиадивизии 4-й Воздушной армии, участвовал в Донбасской и Мелитопольской наступательных операциях Южного фронта. Среди наставников у молодого лётчика Дольникова были выдающиеся советские воздушные асы – Герои Советского Союза братья Дмитрий и Борис Глинки. По молодости – взрывной, резкий, зачастую излишне эмоциональный, разговаривавший с характерным белорусским акцентом Григорий получил у острых на язык лётчиков прозвище, ставшее его позывным – «Горачий». 18 августа 1943 г. на борту у Р-39 «Горачего» появилась первая звездочка: меткий огонь его «Аэрокобры» навечно приземлил немецкий самолёт Ме-109. Через десять дней в паре с гвардии младшим лейтенантом Сопьяном он сбил вражеский бомбардировщик Ю-88. В конце августа уничтожил еще одного «мессера», но и сам был сбит, однако удачно выбросился с парашютом и приземлился на нашей территории. В упорных боях над Донбассом летчик Дольников совершил 35 боевых вылетов, провёл 16 воздушных боев, сбил 3 вражеских самолета.
30 сентября 1943 г., выполняя свой 56-й боевой вылет, гвардии младший лейтенант Дольников вылетел на боевое задание в составе шестерки истребителей «Аэрокобра», в воздушном бою протаранив самолёт противника, был ранен, выпрыгнул с парашютом, приземлился прямо на немецкие позиции и попал в фашистский плен. В концлагере Григорий Дольников назвался Соколовым. В сохранившихся архивных документах авиаполка имеется запись: «Лётчик 100 гв. иап 9 гв. иад гв. мл. лейтенант Дольников Г. У. 30.09.43 г. при выполнении боевого задания на самолете «Аэрокобра» на прикрытие наземных войск не вернулся с боевого задания». Не имея никаких известий о судьбе Дольникова, лётчика исключили из списков Красной Армии как без вести пропавшего.
После войны Григорий Устинович вспоминал: «Теряя временами сознание, я отчетливо понимал, что это конец – плен. Оставшись один, я достал из кармана гимнастерки кандидатскую карточку ВКП(б) и опустил ее в левый сапог». Его привезли на допрос в избу, где нем¬цы пировали –выпивали, закусывали, налили водки и военнопленному русскому лётчику. Дальше было всё, как в известном кино: Дольников, не закусывая, выпил один за другим три стакана водки. Только в фильме Андрей Соколов пил «за свою погибель и избавление от мук», а Дольников выпил за свою победу. Эту проверку герой Михаила Шолохова прошел с честью: «...взял стакан и в два глотка вылил в себя, а закуску не тронул... Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться их подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались...». В послевоенных мемуарах «Летит стальная эскадрилья» (Воениздат, 1983 г.) Г.У. Дольников писал: «Что же касается сомнений в правдивости эпизода с Соколовым, то могу подтвердить – ни Соколов, ни я в ту минуту не опьянели: мы пили под дулом автомата... Думал ли я тогда о смерти? Конечно, думал. Пока жив, я готов был драться с врагом, лишь бы уцелеть, выжить, вернуться к своим, чтобы вновь бороться… Я не имел права умереть, не сделав еще чего-то для Родины».
Вместе с товарищами по фашистской неволе Дольников предпринял три неудачные попытки побега из плена, и только с четвертой попытки в ночь на 2 декабря 1943 г. ему удалось бежать. До апреля 1944 г. лётчик воевал в партизанском отряде «За Советскую Родину», действовавшем на территории Одесской области. После освобождения области войсками 3-го Украинского фронта Григорий Дольников вернулся в родной 100-й гвардейский авиаполк. Вспоминая после войны о тех днях, он рассказывал, что встретили его по-разному: друзья обрадовались, но были и такие, прежде всего, особисты, которые отнеслись к нему настороженно и даже с подозрением. В связи с тем, что кандидатская карточка лётчика практически пришла в негодность, и он почти полгода не уплачивал членские взносы, в полковой парторганизации был рассмотрен вопрос о партийности вернувшегося из плена кандидата в члены ВКП(б) младшего лейтенанта Г. У. Дольникова. После предметного обсуждения партийная организация постановила: «Учитывая то, что тов. Дольников показал себя полностью с положительной стороны во всех вопросах, ходатайствовать перед политотделом 9-й гв. иад о возвращении ему кандидатской карточки». Благодаря помощи командиров 9-й гвардейской авиадивизии полковника И.М. Дзусов, затем – прославленного аса А.И. Покрышкина Дольников с 28 мая 1944 г. возобновил боевые вылеты: летал на «свободную охоту», штурмовку, прикрытие наземных войск и блокирование вражеских аэродромов. В апреле 1944 г. – мае 1945 г. он – лётчик, командир звена и помощник командира 100-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе. Воевал на 2-м и 1-м Украинских фронтах, участвовал в освобождении Украины, Польши, Чехословакии. 4 мая 1945 г. вместе с лётчиками полка в поверженном Берлине он расписался на колонне рейхстага. Всего за годы Великой Отечественной войны Г.У. Дольников совершил 160 боевых вылетов, провел 42 воздушных боя, в которых сбил лично 15 и в паре один самолет противника.
В послевоенное время Дольников окончил Курсы начальников воздушно-стрелковой службы при Липецкой высшей офицерской школе ВВС, Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил СССР. Проходил службу на различных командных должностях в Центральной группе войск (Австрия), Группе советских войск в Германии, Прибалтийском, Одесском, Закавказском военных округах. Дважды выполнял интернациональный долг в Египте и Эфиопии. В 1977-1987 гг. – заместитель начальника Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина по учебной и научной работе, заместитель главнокомандующего ВВС по вузам.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1978 г. Григорий Устинович Дольников «за личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, высокие результаты в боевой подготовке войск, освоении сложной боевой техники и в связи с 60-летием Советской Армии и Военно-Морского Флота», удостоен звания Героя Советского Союза.
Командуя звеном, эскадрильей, полком, дивизией, корпусом, воздушной армией, он оставался все тем же «Горачим» – любимым многими поколениями советских авиаторов лётчиком-истребителем. Генерал вспоминал: «Я летал почти сорок лет, налетал более четырёх тысяч часов, освоил почти сорок видов самолётов и вертолётов. Небо для меня – всё, жизнь, считай». Напряжённую воинскую службу Г.У. Дольников успешно совмещал с активной общественной деятельностью: он был кандидатом в члены ЦК Компартии Грузии, депутатом Верховных Советов Литовской ССР 6-го созыва и Грузинской ССР 8-9-го созывов. Заслуженный военный летчик СССР генерал-полковник авиации Дольников награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Октябрьской революции, Отечественной войны I cтепени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалями и иностранными орденами.
Григорий Устинович умер 23 марта 1996 г., похоронен в поселке Монино Московской области на Военном мемориальном кладбище. Имя лётчика-героя не забыто – оно упоминается почти во всех белорусских энциклопедиях и справочниках, в том числе и в изданной в 2010 году многостраничной «Военной энциклопедии». Он – Почётный гражданин города Горки Могилёвской области. Григорий Устинович стал первым белорусом, удостоенным самого почитаемого в авиации звания – «Заслуженный военный летчик СССР». На аллее Дружбы, которая простирается вдоль столичной улицы Янки Купалы, рядом с деревьями, посаженными маршалами Рокоссовским, Тимошенко, Баграмяном, Руденко, зеленеет и каштан генерала авиации Г.У. Дольникова, посаженный им в июле 1964 г. в период торжеств, посвященных 20-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны хранится книга Г.У. Дольникова «Летит стальная эскадрилья» с дарственной надписью автора.
Именно таким патриотам социалистического Отечества, мужественным лётчикам, каким был генерал авиации коммунист Г.У. Дольников, посвящён нестареющий «Марш авиаторов» – официальный гимн Военно-воздушных сил СССР:
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца – пламенный мотор.
Николай Шевченко, член Компартии Беларуси.




























Добавить комментарий