СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Чтобы должным образом понимать сущность белорусско-российских отношений, необходимо ясно представлять смысл постсоветской истории. Будем исходить из бесспорного. Разрушение СССР - это геополитическая катастрофа. Обломки геополитической катастрофы - так называемые новые независимые государства на постсоветском пространстве. Формально - это государства. Фактически - своеобразные удельные княжества, оказавшиеся под сильнейшем давлении и даже некоторые из них (Украина, Грузия, Молдова) под прямым внешним управлением со стороны Запада.

Отсюда и идея интеграции постсоветсткого пространства как необходимого условия освобождения от западного давления и внешнего управления и восстановления подлинной самостоятельности, настоящей, а не бумажной государственности.

В этом кроется и причина сложности строительства Союзного государства и интеграции в целом, поскольку выход из ситуации геополитической катастрофы предполагает отказ от удельной государственности и признание общего национального интереса для всех постсоветских квазигосударственных образований. Признание этого объективного факта дается с трудом, поскольку отказ от удельщины требует принципиально нового уровня политического и государственного мышления, понимания того, что интеграция постсоветского пространства как раз и обеспечивает восстановление реальной государственности. Но эта государственность именно интеграционная, а не дезинтеграционная, какой она и оказалась после разрушения СССР.

Важно видеть принципиальное различие между интеграционной государственностью и государственностью дезинтеграционной. Интеграционная государственность - это реальная государственность, дезинтеграционная государственность - это удельная, т.е. мнимая государственность. Сейчас мы находимся в ситуации, когда осуществляется процесс перехода от дезинтеграционной (мнимой) к интеграционной (подлинной) государственности. Этот процесс носит противоречивый характер, когда старое (дезинтеграция постсоветского пространства) препятствует, противодействует развитию нового (интеграции постсоветского пространства). Но здесь главное не впадать в уныние и понимать, что пока окончательно новое (интеграция) не одолеет старое (дезинтеграцию) сложности в союзном строительстве будут существовать.

Парадокс еще и в том, что маленькие осколки геополитической катастрофы в отличие от большого осколка (Российской Федерации) в большей степени привержены сохранению своей удельщины (дезинтеграции). Их элитам кажется, что они достигли максимума в своей государственности, отсюда их желание законсервировать дезинтеграционную стадию своего существования, не понимая того, что тем самым они консервируют свою квазигосударственность и лишаются подлинной государственности. Наглядный пример - Украина, которая сегодня переживает дефолт государственности и которой управляет посольство США в Киеве.

В то же время надо понимать, что определенный застой в строительстве Союзного государства обусловлен исчерпанностью первого этапа союзного строительства. Совместные союзные программы, производственная кооперация белорусских и российских предприятий, социальная политика Союзного государства, согласованная внешняя и оборонная политика, Парламентское собрание Союза Беларуси и России являются пределом первого этапа союзного строительства. Продолжать оставаться на этой стадии - значит консервировать статус кво на постсоветском пространстве, то есть дезинтеграционную государственность.

Сегодня надо переходить ко второму этапу союзного строительства, а именно: введению единой денежной единицы, союзного гражданства, полноценных союзных парламента и государственных органов, Конституции Союзного государства. Прямым следствием второго этапа союзного строительства должна стать международная субъектность Союзного государства. Такова логика союзного строительства, прописанная в Договоре о создании Союзного государства. И это будет означать окончательный выход наших народов на траекторию интеграционной государственности.

Здесь надо понимать, что союзность - это атрибутивный признак современной белорусской и российской государственности. Вне рамок союзности как белорусская, так и российская государственность неполноценна, ущербна, отягощена геополитической катастрофичностью, дезинтеграционностью. Понимание и признание союзного характера белорусской и российской государственности - непременное условие успеха всей интеграции, в том числе и поступательного развития Евразийского экономического союза.

Здесь возникает вопрос: может ли идея союзной государственности быть национальной идеей белорусского российского народов? Если быть честным и не лицемерить, то надо признать, что идея союзной государственности не противоречит национальной идее белорусского российского народов. Разумеется, нельзя требовать от этой идеи, чтобы она объединила поголовно все население наших стран (такое поголовное единство возможно лишь на кладбище), но что эта идея находит отзвук в сердцах и душах подавляющего большинства наших людей – это доказанный факт. Национальная идея белорусского и российского народов вытекает из истории общерусского самосознания. Национальной идеей белорусского народа является идея строительства Союзного государства, говоря народным языком, «Беларусь – вместе с Россией!». Именно эта идея четко прослеживается в самосознании белоруса на всем протяжении его исторического развития, начиная от народных движений эпохи средневековья за воссоединение с братским русским народом и кончая народными референдумами 14 мая 1995 года и 24 ноября 1996 года.

Аналогично обстоит дело и с Россией, национальной идеей которой является союзное единство (великорусов, белорусов, украинцев), что и нашло свое отражение в таком историческом, культурном и религиозно-церковном феномене, как восточнославянская или русская цивилизация, признаваемая крупнейшими иностранными и отечественными историками, философами, культурологами, этнографами, археологами и политиками (Антонио Поссевино, Любор Нидерле, Арнольд Тойнби, Самуэль Хантингтон, Александр Пыпин, Михаил Коялович, Евфимий Карский, Владимир Пичета, Евдоким Романов, Эдуард Загорульский).

В этом смысле Союзное государство как раз и является важнейшей составляющей современной национальной идеи России и Беларуси. Идя по пути строительства Союзного государства, переходя от первого ко второму этапу союзного строительства, мы тем самым обретаем свою национальную идею, выходим на дорогу самостоятельного государственного развития. Кто не понимает этого или противодействует союзному строительству, созданию полноценного Союзного государства, тот или остается в плену дезинтеграционного мышления, или сознательно занимается как антироссийской, так и антибелорусской политикой.

Те заявления о поддержке свободы независимости, которые Евросоюз и США озвучивают в отношении Беларуси, могут тешить тщеславие только наивной публики и узкой группы политических деятелей, но ничего общего не имеют с национальными интересами Республики Беларусь. Необходимо ясно сознавать, Евросоюз и США в настоящее время являются сугубо реакционными, олигархическими образованиями, действующими в русле создания однополярного мира. В этом смысле Евросоюз и США смотрят на постсоветские республики, в том числе и на Беларусь, исключительно через призму однополярности, консервации постсоветского пространства в дезинтеграционном состоянии. На это как раз и направлены все программы Евросоюза, начиная от Восточного партнерства, всевозможных ассоциаций, натовских «мирных» партнерств и кончая евроинтеграцией. Евроинтеграция - это и есть политика дезинтеграции постсоветсткого пространства. Чем раньше мы осознаем пагубность всех этих «европейских путей», тем быстрее мы покончим с собственной дезинтеграционностью, тем скорее станем подлинно независимыми и самостоятельными субъектами международных отношений.

В то же время необходимо признать, что весь нерв белорусской жизни связан с Россией. Он связан с Россией не только экономически, но и ментально, судьбоносно. Не случайно в свое время Александр Лукашенко справедливо утверждал, что кто бы ни пытался вбить клин в белорусско-российские отношения, ни у кого это не получится. В конце концов, нам необходимо перестать занимать позицию неких учеников Запада, просить его подождать, потерпеть пока мы научимся демократии и рыночным отношениям.

Занимая подобную ученическую позицию, мы ставим себя в подчиненное, невыгодное положение, так как, признавая за Евросоюзом и в целом за Западом роль учителя, тем самым мы фактически обязаны признавать его рекомендации по обустройству нашей жизни. А это значит - разрушать собственную экономику и собственное национальное государство. Надо ясно понимать, что Евросоюз, Запад в целом, озабочен не уровнем развития демократии и рыночной экономики в Беларуси, а тем, как побыстрее сделать из Республики Беларусь антироссийской форпост. Наоборот, в условиях западных антироссийских и антибелорусских санкций Республика Беларусь должна быть еще теснее с Россией, ибо если не устоит Россия, то рухнет и Беларусь. Стабильность и развитие Беларуси неотделимы от стабильности и прогресса России. Будущее Беларуси и России в их единстве. Следовательно, независимость и суверенитет Беларуси и России возможны только в едином Союзном государстве.

Не является секретом то, что господствующие элиты в постсоветстких республиках были ориентированы исключительно на Европу и Запад в целом. Запад изображался в виде этакой библейской обетованной земли, к которой мы все должны стремиться. Короче: все хотели жить, как на Западе. Эта идея западничества составляла лейтмотив политики во всех постсоветских республиках, в том числе и в России. Лишь с течением времени происходило отрезвление от подобного западничества и приходило некоторое понимание миражности этой обетованной земли. Но это отрезвление касалось не столько сущности западничества, сколько его частностей.
К примеру, критикуются двойные стандарты Запада во внешней политике, извращенное понимание прав человека, когда однополые браки возводятся на пьедестал Декларации прав человека, ювенальная юстиция и т.п. Но сама западная идея (идея жить, как на Западе) - не подвергается сомнению.

Проблема заключается в том, что в результате разрушения СССР мы все потеряли друг друга и единственным своим спасением объявили Запад. Поэтому пока постсоветские элиты будут ориентироваться на Запад (в настоящее время правящие элиты всех постсоветских республик ориентируются на западные ценности), говорить о собственно национальной политике в наших странах не приходится. Чтобы покончить с самообманом западной идеей, необходимо признать собственную систему ценностей. Это значит необходимо признать принцип союзности как основу нашего белорусско-российского бытия, необходимо признать единство всей нашей истории - досоветской, советской, постсоветской. Необходимо признать Беларусь составной частью общерусской цивилизации. В свое время Александр Лукашенко в афористической форме совершенно правильно подчеркивал, что «белорус – это русский со знаком качества». Продолжая эту мысль, будет логично сказать, что «Беларусь – это Россия со знаком качества». Но чтобы эта совершенно правильное рассуждение приобрело права гражданства на практике, необходимо отказаться от построений всевозможных антироссийских «Ельцин-центров» в России и превознесения антибелорусских Радзивиллов, Огинских и других подобных персонажей в Беларуси. Если нам удастся это сделать, то будущее у наших народов есть.

Лев Криштапович, доктор философских наук

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.