США и борьба с наркомафией

Упоминание Мексики вызывает у простого обывателя ряд ассоциаций: огромные кактусы, дурманящая текила, загадочные инки, весёлые торжества в честь Дня Мёртвых, люди в пончо и сомбреро, трясущие маракасами… и, к сожалению, мексиканская наркомафия. Проблема, связанная с мексиканскими наркокартелями, очень серьёзна в первую очередь для самой Мексики, являя собой одну из основных причин того, почему же эта страна, обладающая действительно большим потенциалом, имеет относительно невысокий уровень экономического и социального развития. В данной статье я попытаюсь объяснить, почему происходит так, что развязанные Кальдероном в 2006 году мексиканские нарковойны не приносят значительных успехов, и кому выгодно такое положение Мексики.
На сегодняшний день мексиканская наркомафия является одной из крупнейших в мире. Она стала активно развиваться после разгрома правительствами США и Колумбии колумбийских наркокартелей, а также после закрытия американцами канала поставок колумбийских наркотиков через Флориду. В итоге мексиканская наркомафия осталась практически без конкурентов. Власти Мексики открыто признают, что наркокартели, ввиду своей огромной финансовой силы, оказывают серьёзное влияние на политику страны.
В 2010 году Кальдерон, который ещё с 2006 года развернул усиленную борьбу против наркокартелей, обратился к Конгрессу с США с просьбой о помощи. Просьба была поддержана генеральным директором разведки США, Штаты заявили о готовности помочь Мексике, как некогда помогли Колумбии. Более того, спустя два года, Штатами был предложен «План Мерида», предполагающий оказание финансовой и технической помощи Мексике, с 2008 года США обязались поставить в Мексику оборудование и технику для борьбы с наркокартелями на сумму 1,6 млрд. долл. США. Следует понимать, что такая помощь не может расцениваться попросту как бескорыстный акт милосердия (когда, собственно, США делали хоть что-то, что не принесло бы им самим выгоду). Можно ли говорить, что благими намерениями Соединённых Штатов выстлана дорога наркотрафика, ведущая в мексиканский ад? Пожалуй, да. И дело не только в том, что с каждой такой подачей Большого Брата, негласно предполагающей определённую отдачу, страдает суверенность, ведь куда более серьёзная трещина на стене мексиканской независимости возникла в момент вступления Мексики в NAFTA.
Кстати, следует сказать несколько слов о последствиях членства в NAFTA в контексте темы картелей. Создание зоны свободной торговли само собой знаменует облегчение в транспортировке различного рода товаров. Конечно, наркотические вещества и нелицензированное оружие не входит в регламент товаров, допустимых к ввозу-вывозу, но не стоит забывать о коррумпированности пограничного контроля (как мексиканского, так и американского), который может «случайно» принять зелёные купюры за индульгенции, снимающие грех противозаконности. Значительный рост уровня криминала в южных районах США и в северных районах Мексики после подписания соглашения NAFTA также нельзя считать простым совпадением.
Если бы США в действительности желали приложить активные усилия в борьбе с этой серьёзной проблемой, то они бы, в первую очередь, пытались ограничить спрос на мексиканские наркотические вещества. Теперь обратимся к цифрам: США занимают первое место в мире по уровню потребления марихуаны и кокаина. На американском рынке мексиканские наркокартели ежегодно получают прибыль от 25 млрд до 40 млрд долл США. 56% импортируемой в США марихуаны (сбыт марихуаны составляет 70% доходов мексиканских наркокартелей) и 90% кокаина, потребляемого в США поступает из Мексики. Казалось бы, плесень появляется там, где сыро; сколько не снимайте плесень, она рано или поздно появится, поэтому не логичнее ли бороться с сыростью?
Ещё об одной медвежьей услуге Штатов стало известно в 2012 году, в ходе расследования мексиканской газеты El Universal, подкреплённого рядом доказательств уровня официальных документов. Суть в том, что правительство США заключило соглашение с картелем Синалоа, по которому наркомафия могла провозить через американо-мексиканскую границу наркотические вещества, оцененные миллиардами долларов, а взамен Синалоа обязывались докладывать о ситуации и положении других наркокартелей. И раз уж об этом событии секретного характера стало известно, вполне возможно предположить, что это не единственный такой случай, имеющий место в «борьбе» США с мексиканскими наркокартелями.
И, тем не менее, правительство Мексики продолжает гнуть линию сотрудничества с США в этой сфере. А как же иначе, разве может Энрике Пенья Ньето, ныне действующий президент Мексики, не без помощи Вашингтона пришедший к власти в недалёком 2012 году, перечить своему покровителю и указывать США на то, что они что-то делают неправильно.
Говоря о нынешнем президенте Мексики, следует отметить, что не только Белый Дом поспособствовал приходу к власти, Ньето, представляющего Институционно-революционную партию. Доверие к прежнему президенту, Кальдерону, избранного от Партии национального действия, было подорвано, в первую очередь, развязанной им войной с наркокартелями. Результаты этой борьбы (а именно конфискованные наркотические вещества, оцениваемые в 11 млрд. долларов, а также ликвидация 22 из 37 руководителей наркокартелей) меркнут на фоне возросшего уровня преступности и количества жертв, исчисляемого по различным данным от 60 до 90 тысячами жизней.
Голосуя за Энрике Пенья Ньето, мексиканский народ в первую очередь уповал на то, что, выходя из дома, им не придётся думать о том, закрывают ли они дверь в последний раз, ведь в своей предвыборной программе Ньето гарантировал, что война станет незаметной для мирных граждан, а войска будут выведены с улиц. Вместе с тем, им не было предложено эффективных альтернативных методов борьбы с наркокартелями, кроме вскользь брошенных фраз о необходимости проведения реформ в судебной и полицейской системе.
Что же нужно Мексике, чтобы побороть кризис внутригосударственной безопасности, сложившийся из-за деятельности наркокартелей? Ответ на этот вопрос есть, и, более того, он лежит на поверхности. Во-первых, что касается политики внутренней, то следует поднимать государственную экономику, для чего, в первую очередь, необходима срочная демонополизация, причём не только энергетической сферы, но и различного рода предприятий, и, конечно же, СМИ. Только вот, к сожалению, в нынешней ситуации в Мексике слово «демонополизация» звучит как некое утопичное понятие, расхожее с интересами правящей партийной элиты.
Во-вторых, во внешней политике самая главная ошибка Мексики – активное сотрудничество с США и допуск Вашингтона во внутренние дела государства (в частности, следовало бы устранить структуры военной разведки США, Департамента по борьбе с наркотиками). Кроме того, Мексике следовало бы отказаться от плана «Мерида», от которого пользы немного, а осадок в виде преуменьшения мексиканского суверенитета остаётся.
Тем временем в Мексике даже имеется достойный кандидат, который мог бы хотя бы частично осуществить вышеупомянутое. Я говорю о Лопесе Обрадоре, представляющем Партию демократической революции. Его программа звучала достаточно радикально, чтобы вывести Мексику из кризиса, и слишком радикально, чтобы США допустили приход к власти представителя Социнтерна, предлагающего реальные методы, которые лишили бы США нынешнего влияния над Мексикой.
Кому же в США в первую очередь выгодна деятельность мексиканской наркомафии? Во-первых, американским оружейникам. Лобби Национальной оружейной ассоциации имеет настолько сильное финансовое воздействие на Белый Дом, что даже Президент США не в силах противостоять их влиянию. В частности, именно из-за этой ассоциации в Соединённых Штатах, несмотря на ставшие обыденностью сводки об обезумевших подростках, расстреливающих одноклассников, до сих пор свободно продаётся оружие. Мексиканские наркокартели являются золотой жилой и постоянными клиентами данной ассоциации.
Во-вторых, в отмывании финансов наркомафии были уличены такие крупные банки, как Wells Fargo, Western Union, Bank of America, за что, конечно, были оштрафованы. Но эти инциденты не были преданы массовой огласке, посему репутации данных банков не пострадали. Более того, размеры штрафов ничтожно малы в сравнении с прибылью, полученной путём данных махинаций.
Вывод напрашивается сам: Мексика будет безуспешно «бороться» с наркокартелями до тех пор, пока у наркомафии будут существовать серьёзные теневые покровители. Нельзя позволять наркокартелям упрочивать свои позиции, ведь такими темпами недолго и до сотрудничества наркомафии с террористическими группировками, а терроризм, как известно, является острой проблемой, борьбе с которой особенно значительное внимание уделяют всё те же США, поэтому им следовало бы задуматься над тем, что когда-нибудь придётся расплачиваться за выгоду, полученную ценой страданий народа другого государства, стоимостью десятков тысяч жизней.
Ольга Слабко




























Добавить комментарий