В БОЕВОМ ЗНАМЕНИ – КРОВЬ ОТЧИЗНЫ, В НЕМ САМА РОДИНА БЫЛА…

В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны хранится уникальный экспонат – Красное знамя 56-й стрелковой Московской дивизии. В музее этот раритет хранится с 11 апреля 1946 г., о чем свидетельствует соответствующий акт передачи на хранение, подписанный ответственным секретарем комиссии по истории Великой Отечественной войны при ЦК КП(б)Б Ф.П. Семашко и заведующей специальной частью этой комиссии О.У. Аксютовой.
Кумачовое полотнище сильно повреждено, посетителям музея кажется, что совсем недавно оно гордо развевалось на ветру в руках знаменосца, а затем вынесено с поля боя и до сих пор пахнет пороховой гарью и дымом огненных сражений...
56-я дивизия – одно из боевых соединений Красной Армии, созданных в грозном 1919-м году. В составе войск Западного фронта части соединения участвовали в советско-польской войне, проведении боевых операций по освобождению территории Белоруссии. За выдающиеся заслуги в защите Отечества и в ознаменование 10-летия РККА дивизия награждена Почетным революционным Красным Знаменем. Личный состав дивизии участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 гг., где в одном из боев с белофиннами знамя было пробито осколком вражеской мины.
Летом 1941 года дивизия была передислоцирована северо-западнее города Гродно и организационно вошла в состав 4-го стрелкового корпуса 3-й армии (командующий – генерал-лейтенант В.И. Кузнецов). Здесь, в районе Августовского канала, дивизия под командованием генерал-майора С. П. Сахнова и встретила кровавый рассвет 22 июня. Против воинов 56-й стрелковой дивизии, 86-го Августовского пограничного отряда и частей 68-го укрепрайона, оборонявшихся в первом эшелоне, наступали три пехотные дивизии 8-го армейского корпуса вермахта. В результате внезапного и мощного наступления гитлеровцы разрушили заграждения на участке Сопоцкин – Августов, оттеснили советские батальоны прикрытия, державшие оборону в 3–5 км от границы, и стремительно двинулись на Гродно. Штаб дивизии после начала боевых действий был подвергнут артиллерийскому обстрелу и частично потерял управление подчиненными частями. Подвергаясь сильному воздействию артиллерии и авиации немецко-фашистских захватчиков, бойцы и командиры 56-й дивизии вели кровопролитные неравные бои. Обороняясь на 40-километровом фронте, дивизия вскоре была рассечена наступавшим противником на части, в результате чего боевые действия приняли очаговый характер.
В музее истории Великой Отечественной войны представлена инсталляция «Оборона 59-го дота Гродненского укрепрайона». Этот дот стал символом мужества бойцов Красной Армии на гродненских рубежах. Долговременное укрепление было двухэтажным, трехамбразурным, с двумя орудиями и тремя пулемётами. Научные сотрудники музея рассказывают посетителям о том, как героические защитники дота до полудня 24 июня 1941 г. стойко, до последнего патрона отбивались от превосходящих сил противника. В течение трёхдневной обороны из 22 человек в живых остались только двое. В послевоенный период прославленный командир 1-й Бобруйской партизанской бригады Герой Советского Союза В.И. Ливенцев в книге «Партизанский край» вспоминал об этих героических и вместе с тем трагических событиях. Стрелковый батальон 37-го стрелкового полка 56-й стрелковой дивизии, где проходил службу выпускник Гродненского военно-политического училища, политрук минометной роты Виктор Ливенцев, принял первый бой вблизи западной границы и целый день прочно удерживал свои позиции у деревни Красное, и лишь с наступлением ночи бойцы отошли на новый рубеж. Затем три дня минометная рота под командованием политрука Ливенцева обороняла безымянную высоту среди болот. Личный состав сражался мужественно, стойко отстаивая каждую пядь родной белорусской земли. «Даже отсутствие связи батальона со штабом полка и соседними подразделениями не сломили нашего упорства, – вспоминал Виктор Ильич. – То там, то здесь группы бойцов с криками «Ура!» и «За Родину!» переходили в рукопашные схватки, принуждая гитлеровцев откатываться назад».
В Национальном архиве Республики Беларусь хранится любопытный документ – докладная записка первого секретаря Гродненского горкома КП(б)Б И.Б. Познякова «О происходивших событиях за период с 22 июня по 30 июля 1941 г.». В ней, в частности, говорится о том, «во время следования по тылу противника под руководством генерал-лейтенанта Кузнецова был собран из идущих отдельных групп отряд из 700 человек, который, несмотря на тяжелые условия жизни в болотах, 2 недели выходил из тыла противника». В этой крайне сложной и противоречивой обстановке, попав в плотное вражеское окружение, начальник оперативного отдела 56-й дивизии передал Почетное революционное Красное Знамя парторгу 113-го артиллерийского полка капитану В.В. Куликову и начальнику полковой школы 168-го стрелкового полка старшему лейтенанту Ф.М. Максимову с задачей спасти воинскую святыню. Больше месяца офицеры, рискуя жизнью, вступая в многочисленные перестрелки с неприятелем, избегая крупные немецкие гарнизоны, лесными дорогами и проселками пробивались к фронту, пытаясь соединиться с регулярными советскими частями. Представить этот поистине героический поступок мужественных офицеров 56-й дивизии помогают строки стихотворения «Баллада о спасенном знамени» советского поэта Роберта Рождественского:
Шел он долго, нелегко.
Шел по пояс в росах,
Опираясь на древко,
Как на вещий посох.
Ждал он часа своего,
Мстил врагу кроваво.
Спал он в поле, и его
Знамя согревало...
Вконец измученные, обессиленные и голодные, Куликов и Максимов 30 июля 1941 г. в районе деревни Узносное Толочинского района Витебской области были в очередной раз обстреляны немцами и с большим трудом укрылись от преследования в близлежащем лесу. В чаще леса они неожиданно встретили местных жителей – 18-летних Аркадия Зелюткова и Константина Мясникова. Убедившись в благонадежности молодых парней, офицеры рассказали им о знамени. Сообща было принято решение поместить знамя в хлопчатобумажный мешок и зарыть его под приметной елью. Офицеры Куликов и Максимов сообщили данные о себе и просили, если они в скором времени не вернутся, сохранить реликвию до прихода Красной Армии. Офицеры двинулись в сторону фронта, а Константин и Аркадий через некоторое время, справедливо рассудив, что знамя долго в земле не пролежит, просушили его и переложили в металлический ящик для патронов. Вскоре они пополнили ряды народных мстителей – стали бойцами партизанской бригады Н.П. Гудкова.
В 1974 году, к 40-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в одном из столичных издательств вышла в свет книга А.И. Журавского «За родные хаты». Аркадия Иосифовича хорошо известен в нашей республике: он – член-корреспондент Национальной Академии наук Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь. Осенью 1942 года А.И. Журавский вместе с четырьмя родными братьями вступил в партизанскую бригаду Н.П. Гудкова, где сражался с врагом до июля 1944 г. В воспоминаниях прослеживается история Красного знамени 56-й дивизии. Однажды партизан Аркадий Зелютков рассказал у костра своим боевым товарищам о том, что летом 1941 года, когда наша армия отступала под ударами немцев, советские офицеры передали ему на хранение знамя 56-й стрелковой Московской дивизии. Оно им надежно спрятано в лесу около Взносного. Через несколько минут Зелюткова позвали в землянку к комбригу. На другой же день под охраной двух партизан Зелютков принес в партизанскую землянку это знамя. Все партизаны бригады с особым интересом и вниманием разглядывали красивое красное знамя с золотистыми буквами на нем. В Центральный штаб партизанского движения направили срочную радиограмму: «В бригаде Гудкова находится партизан Зелютков, который сохранил знамя 56-й Московской стрелковой дивизии». Через несколько дней Гудкову привезли ответ-радиограмму представителя БШПД, секретаря ЦК КП(б)Б И.И. Рыжикова: «Второго марта 1943 г. на посадочную площадку бригады Заслонова прилетит самолет. Партизана Зелюткова со знаменем отправить этим самолетом в Москву. Связь держите с бригадой Заслонова». Вскоре Аркадий Зелютков вместе со знаменем дивизии был отправлен на самолете в Москву, откуда через несколько недель прислал письмо Гудкову, в котором сообщил, что он передал знамя и зачислен в военное училище. Сегодня из скупых архивных источников мы знаем, что А. Зелютков после окончания военного училища до конца войны воевал в составе частей действующей армии в Восточной Пруссии и Польше. После окончания войны вернулся на родину, где работал председателем Неклюдовского сельсовета Толочинского района.
В Национальном архиве Беларуси хранится справка начальника отдела кадров Белорусского штаба партизанского движения подполковника Романова. В ней говорится о том, что «Зелютков Аркадий Карпович – партизан партизанского отряда бригады Гудкова, 1922 г. рождения, белорус, член ВЛКСМ, уроженец д. Узносное Неклюдовского сельского совета Толочинского района Витебской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1944 г. за сохранение Боевого Знамени воинской части Красной Армии награжден орденом Красного Знамени». Этот боевой орден, как и другие награды и фотография отважного партизана бережно хранятся в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны. «В Боевом Знамени мы видим подлинный символ мужества, стойкости и геройства, политый кровью наших однополчан, храбро сражавшихся с гитлеровскими оккупантами на Гродненщине за освобождение родной Беларуси», – такую запись в книге отзывов сделали ветераны-фронтовики города Слонима Гродненской области. Память о спасенной святыне и защитниках Отечества будет жить вечно!
Николай Шевченко, член КПБ, Белорусского союза журналистов




























Добавить комментарий