В Гомельском районе состоялся автопробег «Памяти сожженных деревень»

20 марта 2021 актив Гомельской городской организации Коммунистической партии Беларуси приняли участие в автопробеге, посвященном 78-й годовщине хатынской трагедии. Маршрут пролегал по населенным пунктам Гомельского района, которые повторили судьбу Хатыни.
Старые Дятловичи
Возле братской могилы красноармейцев, погибших при освобождении Гомельского района от немецко-фашистских захватчиков, состоялся митинг. Председатель районного Совета депутатов Виктория Ладутько отметила, что несколько лет назад здесь было проведено перезахоронение останков десятков красноармейцев, обнаруженных во время раскопок.
— 22 марта — день памяти хатынской трагедии. В 1943 году смертоносное дыхание войны навеки погребло под слоем пепла этот уголок белорусской земли, который разделил страшную судьбу более чем шестисот населенных пунктов нашей страны, уничтоженных вместе с их жителями, — отметила Виктория Александровна. — За годы оккупации в Гомельском районе сожжены и разрушены более пяти тысяч жилых домов, убито 972 мирных жителя, 111 человек и шесть деревень повторили судьбу Хатыни.
Минутой молчания собравшиеся почтили память мирных жителей, погибших от рук нацистов, а также воинов-освободителей и земляков, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны.
Веселое Поле и урочище Подбуглак
О страшной судьбе жителей маленькой деревушки с красивым названием Веселое Поле участникам автопробега рассказала заместитель председателя сельского Совета депутатов и заместитель директора Урицкой средней школы Ольга Лапицкая:
— В первый раз оккупанты нагрянули в деревню в 1941 году. Позже в окрестностях Весёлого Поля все более активно начали действовать партизаны, и после одной успешной операции, во время которой была уничтожена живая сила противника, в деревню нахлынули каратели. Они решили наказать ни в чем не повинных мирных жителей — детей, женщин, стариков — так, чтобы остальные, узнав об их судьбе, содрогнулись от ужаса.
Фашисты за своих погибших солдат отомстили зверски: подожгли все дома, всех, кто был в деревне, пытали, а потом, раненых и полуобгоревших, несколько раз гоняли вдоль горящих домов, жар от которых доставляли дополнительные страдания. В итоге всех загнали в одно здание, облили горючей жидкостью и подожгли. Но карателям как будто этого было мало — в дымоход забросили еще и гранату…
— Гитлеровцы были правы в одном: весть о гибели 14 человек и сожженной деревне всех сковала ужасом, однако народная борьба против гитлеровцев разгорелась с новой силой, — отметила Ольга Лапицкая.
К небольшому памятнику в честь мирных жителей, жертв нацизма, и в память о небольшой деревне Веселое Поле легли венки и живые цветы. В этот момент в небе раздались птичьи голоса: над головами проплывали несколько клиньев перелетных птиц. Но для тех, кто стоял у памятника, сокрушаясь сердцем о погибших от рук палачей земляках, это стало знаком. Знаком того, что мы обязаны хранить память о тех, кто был замучен и ушел навсегда вслед за журавлиной стаей.
Небольшую остановку участники автопробега сделали в чистом поле, где горьким напоминанием о зверствах нацистов является небольшая братская могила и памятник — все, что осталось от деревни Подбуглак, которая тоже исчезла с лица земли. К памятнику легли живые цветы, а собравшиеся склонили головы, и в горестном молчании почтили память тех, кто жаждал жить, но умер от рук военных преступников.
Алексеевка и Галеевка
Коренные жители этих деревень до сих пор хранят в памяти события тех страшных дней, когда их односельчане были замучены карателями.
Рассказы об этом они передают из поколения в поколение. Жительница Галеевки Надежда Шилова рассказывает:
— К концу лета и осенью 1943 года фашисты стали страшно лютовать: их теснили войска Красной Армии, не давали покоя и успешные боевые операции партизан. Поэтому гитлеровцы и мстили партизанам, убивая жителей тех деревень, в окрестностях которых действовали партизанские отряды. В их число попала и моя деревня. В тот страшный день погибли почти 80 человек, которых немцы убили в отместку за троих своих солдат, попавших в партизанскую засаду.
Фашисты согнали жителей деревни в один дом и подожгли его. Люди пытались выбраться из горящего здания, но чудом спаслись только несколько человек из восьмидесяти…
— Люди вспоминали, с какой звериной жестокостью действовали гитлеровцы, не щадили даже младенцев, некоторых даже бросили в глубокий колодец на краю деревни, — рассказывает Надежда Леонидовна. — Сейчас на месте хаты, где приняли мученическую смерть наши односельчане, установлен памятник, на котором одни и те же фамилии часто повторяются…
Участники автопробега почтили память погибших от рук фашистов мирных жителей минутой молчания, а затем возложили к подножию памятника красные гвоздики.
Урицкое
Финальной точкой автопробега в память жертв хатынской трагедии стал агрогородок Урицкое, где к собравшимся обратились председатель Гомельского райисполкома Сергей Ермолицкий, военный комиссар областного военкомата Андрей Кривоносов, председатель районной организации Белорусского фонда мира Ирина Третьяк.
— Более 70 лет прошло с окончания Великой Отечественной войны, однако она продолжает оставаться в нашей памяти как величайшая в истории нашей страны Победа и как величайшее в истории нашей страны испытание, — отметил председатель Гомельского райисполкома Сергей Ермолицкий.
— На Гомельщину война принесла много горя и скорби. Более ста деревень в Гомельском районе были сожжены полностью или частично, и шесть из них — Пламя революции, Веселое Поле, Путь Ильича, Подбуглак, Черничье и Красная Долина — после войны не возродились. Каждый из нас должен знать и помнить о тех событиях, чтобы не допустить трагедии в настоящем и будущем.







Пресс - служба Гомельского горкома КПБ




























Добавить комментарий