«Вораг-жандарм дакурыў папіросу»: что сегодня предлагают вместо комсомольского билета

Немного разбавив материалы о смертях и убийствах, TUT.BY решил выдать актуальную статью о молодежной политике в Беларуси.

Читателю предложили вопросы а-ля «как выйти из БРСМ», «истечет ли членство когда-нибудь само», «что будет, если я откажусь вступать» и так далее.

Создается впечатление, что вораг-жандарм докуривает папиросу и вот-вот предложит что-нибудь хорошее и правильное в обмен на адцурание от ненавистного билета.

Но далее текст банально сводится к подсчету бюджетных денег.

TUT.BY пишет:

«Большую часть денег БРСМ получает из госбюджета. На государственную молодежную политику в 2019 году правительство потратит почти четыре миллиона долларов, из которых значительная часть уйдет союзу молодежи. К сожалению, бюджет организации закрыт, так что неизвестно, сколько именно получает БРСМ».

Похоже, речь идет о некой тайной организации, которая подпольно кроит бюджетные миллионы и скрывает о себе всю информацию.

Разгадка в том, что из бюджетных денег финансируется не сам БРСМ, а те государственные программы, в которых он участвует. Все это абсолютно открытая информация, но, видимо, профессионализм журналистов TUT.BY не позволяет ее найти.

Манящие альтернативы

В РФ, к примеру, применяется иной подход. Там нет сопоставимой по статусу молодежной организации, поэтому средства распределяются на конкурсной грантовой основе – молодежные организации подают заявки и получают деньги. С белорусской точки зрения, это не только усложняет финансовый контроль за бюджетом, но и увеличивает количество денег, которые банально отмываются на всех уровнях многоступенчатого грантового механизма, на организации форумов, транспортных расходах, проживании и прочих «мертвых душах» и «мертвых мероприятиях». И это не говоря уже о самом «тендере» – как показало «дело медиков», механизм госзакупок даже в куда более денежных сферах еще плохо отработан.

Всеми этими болезнями давно болеет белорусская оппозиция, но именно вариант «честной конкуренции» в виде грантов нам пытаются навязать в качестве альтернативы единой государственной молодежной организации.

При этом подразумевается, что брать деньги у белорусского государства – плохо, а вот у польского, американского, немецкого и других – хорошо и правильно.

Но, увы, воруют и там.

За счет того, что большая часть белорусских оппозиционных организаций работает полулегально, все свои траты и отсутствие прозрачной отчетности перед спонсорами они списывают на происки режима. А так как деньги ввозятся по-черному, никаких механизмов контроля западные грантодатели за ними не имеют. Именно это за несколько десятилетий привело к тому, что деньги практически перестали поступать в политические организации.

Сейчас они идут в основном в СМИ и разного рода НКО, которые прямо не указывают политических целей.

Чтобы понимать масштабы, обратимся к российской практике.

Миллиардные вливания в НКО

Глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества Сергей Гаврилов (КПРФ) со ссылкой на закрытый доклад Росфинмониторинга сообщал, что зарубежное финансирование российских некоммерческих организаций за 2018 год выросло на 20% и составило 1,2 млрд долларов, причем открытая часть – меньше 700 млн.

Поясним, что «открытая» часть – это легализованные деньги, которые проходят через зарегистрированных в РФ «иностранных агентов». Согласно российскому законодательству, таковыми являются любые организации, занимающиеся политической деятельностью и имеющие зарубежное финансирование. Такая организация обязана регистрироваться в российском Минюсте и публиковать свои источники финансирования.

Как мягко заявил представитель КПРФ, хотелось бы, чтобы «эти огромные средства не уходили под видом образовательных, культурных и прочих программ на манипулирование населением через социальные сети или СМИ».

Наивно думать, что в Беларуси западный инструментарий сильно отличается, хотя объем средств, безусловно, меньше на порядок.
Если TUT.BY интересно, мы вкратце расскажем, как быть, если вы не хотите вступать в БРСМ, а хотите финансировать молодежную организацию, сайт и вообще любой мутный «независимый» проект, чтобы демократия скорее наступила.

После декабря 2010 все эти схемы неоднократно вскрывались в государственной прессе, мы лишь их освежим.

№1. «Подрядные» работы

Деньги передаются в пределах ЕС (Варшава, Вильнюс, Рига, Таллин) руководителю, к примеру, социологической службы. Он передает деньги в компанию в данной стране, и компания делает официальный заказ некой «своей» исследовательской организации в Беларуси на проведение социологического или иного научного исследования, оплачивая услугу по безналичному расчету.

Когда вы видите на оппозиционных сайтах какой-нибудь очередное социологическое исследование, что белорусы хотят реформ и жаждут рынка – знайте, это они. Как правило, результаты такого «исследования» заказчиком даются заранее, а исследователи осуществляют нужный им подгон фактуры. Все это мероприятие гордо именуется «независимыми исследованиями».

№2. Донорская помощь

В соседних с Беларусью странах регистрация общественных организаций очень проста. Сами НГО могут существовать на пожертвования своих членов и третьих лиц, а также сами выступать в роли донора для белорусских организаций. Деньги, полученные в Беларуси как пожертвование, могут облагаться налогом и далее использоваться по своему усмотрению.

Таких «партнерских» организаций может быть несколько, и они могут возникать сразу одна после закрытия другой. Сам способ удобен, когда нужно показать «белые» расходы белорусской организации, например, оплату офиса и т.д. Однако для получения донорской помощи свое общественное объединение надо сначала зарегистрировать в РБ, что непросто.

№3. Снятие через банкомат

Некоторые иностранные банки позволяют открывать счета в том числе на имена, не подтвержденные документами. Либо же счет может быть открыт на иностранного гражданина.

Дальше деньги привозятся в нужный город и кладутся на счета в банке, чтобы потом снять их через банкоматы уже в Беларуси.

Вариант с карточкой очень удобен, так как отсутствует потребность в пересечении границы и легализации денег в стране. Кроме того, данный способ не вызывает подозрений у банка.

И, наконец, наличка

Данный вариант является самым распространенным и, несмотря на наибольший риск, самым эффективным, т.к. в Беларусь без декларирования можно ввезти до 10.000 долларов.

Как правило, курьером является человек, не имеющий отношения к политике и общественной жизни в Беларуси. Другими словами, «обычные граждане» – пожилые люди, семья с маленьким ребенком, студенты и т.д. Сам курьер может не знать истинного назначения денег, а только то, что ему скажут. Например, что деньги ввозятся в Беларусь как наличная недекларируемая прибыль бизнеса.

Хотя многие оппозиционные руководители и редакторы, скажем так, на курьерских услугах экономят и возят деньги самостоятельно.

Наличка удобна для «черных» расчетов с активистами, выплат гонораров за статьи и так далее. Остальные способы ввоза и легализации денег нужны для того, чтобы оплачивать счета за аренду помещений, коммуналку, печатную продукцию и прочие «белые» расходы организаций.

Схемы эти давно известны всем, кто гордо именует себя «независимыми политиками», «независимыми СМИ», «независимыми НКО» и так далее.

Как «потерять» 1/3

Разумеется, вся эта деятельность имеет свой условный «КПД».

Говоря проще: сколько денег воруется, а сколько идет на борьбу с режимом?

Обратимся к экспертам, которые не первый год в деле.

Вот что рассказывал известный филолог и пушкинист Александр Федута в интервью Виктору Мартиновичу (Белгазета).

Предыстория такова: в американском еженедельнике Christian Science Monitor было заявлено о коррупции. Но не в белорусском правительстве, а в оппозиции, якобы присвоившей за 7 лет $24 млн долларов. Именно такую цифру озвучил собеседник CSM Александр Федута.

На тот момент речь шла о периоде 1994-2001 годов и особенно – о вторых президентских выборах, в которые западные деньги вливались полным потоком.

Приведем фрагменты из интервью:

– Итак, вы утверждаете, что белорусская оппозиция за время правления Лукашенко присвоила $24 млн.

– Я не говорил, что белорусская оппозиция присвоила $24 млн. Я сказал, что, по моим наблюдениям, приблизительно треть общей помощи, которая направлялась гражданскому обществу, расходовалась либо неэффективно, либо нецелевым образом. А это (поскольку люди отдавали себе отчет в том, что они делают) граничит с воровством.

– И все-таки откуда взялась именно эта цифра?

- По линии самых различных фондов помощь гражданскому обществу в годы правления Лукашенко достигала $9 млн. в год. Из них попусту разбазаривалось 30%. В среднем в год за счет нецелевого использования (проедания, краж и т.д.) похищалось приблизительно $3 млн. В предвыборный год эту цифру можно смело удвоить.

– Вы не могли бы обрисовать схемы, по которым можно отмыть $3 млн. в год?

– Простой пример: делается дорогостоящая продукция в единичных экземплярах, но так, чтобы было видно: продукция сделана. Ведь совершенно необязательно делать все 20 тыс. маек, которые фигурируют в заявке на грант. Можно сделать 10 маек, но, извините, засрать ими все негосударственные газеты, сфотографировавшись в них на пресс-конференции, чтобы создать у спонсоров видимость эффективной работы.
Вообще, способов зарабатывания денег в оппозиции существует огромное количество. Здесь и получение средств из нескольких источников финансирования для проведения одного и того же мероприятия, оформление самого себя, своих близких и родственников на получение грантов. Наконец, существует такая форма “зарабатывания”, как нерасчет с людьми.

Т.е., как мягко выразился Александр Федута, треть полученной донорской помощи имеет «нецелевое расходование».

Но все равно, даже имея в кармане подобную фигу, революционеры с чистыми глазенками будут продолжать звать вас на баррикады. Причем надо отметить, что подросшее молодое племя гораздо наглее и беспринципнее той когорты, которая боролась с режимом в далекие 2000-е годы.

Проблема еще и в том, что после начала войны на Украине произошло перераспределение средств, которые запад теперь щедро выделяет на антироссийскую и антисоветскую повестку. Поэтому любое мало-мальски «незалежное» НКО пытается урвать денег из этой щедрой кормушки, и в результате мы получаем целый набор попугаев, которые повторяют одни и те же тезисы под видом «независимой аналитики», «расследований», «информационных сливов» и прочего.

Минус всей структуры этого корявого «гражданского общества» в том, что без внешних денег оно издохнет практически моментально. Из-за крайне низкой численности ни одна политическая организация не может финансировать себя за счет членских взносов, не говоря уже о всякого рода «экспертных» и пропагандистских проектах.

Аналогичная проблема есть в газетах и сайтах. Обратите внимание, что те из них, которые с оговоркой можно считать независимыми, как та же «Белгазета», сейчас переживают не лучшие времена и находятся на грани приостановки выпуска. Выживают же самые грязные и беспринципные, кто не стесняется брать деньги у фондов на прямые политические заказы.

Разумеется, эти же самые люди кидаются камням и обличают БРСМ, который на фоне их многоходовых финансовых схем выглядит просто пионерским клубом по авиамоделированию.

Конечно, очень хотелось бы почитать тутбаевские материалы на эту тему. Без них разоблачительный наивняк о государственном финансировании всего и вся смотрится как-то однобоко. Видимо, мастеров пера, прошедших обучение в Лондоне, только и научили, что держать местных туземцев за идиотов.

Андрей Лазуткин

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.