Полвека – на службе небу Родины
Как-то я прибыл на собрание партийной организации Ленинского района столицы. Мое внимание привлек стенд «Они сражались за Родину». Рядом с фотографией Героя Советского Союза коммуниста Василия Мичурина было фото моего знакомого по Военно-научному обществу при Центральном Доме офицеров Вооруженных Сил Республики Беларусь генерал-майора авиации в отставке, заслуженного летчика СССР, кавалера пяти орденов и более чем двадцати медалей Шацкого Александра Сергеевича. От его взгляда шли волны света, тепла и доброты. Захотелось рассказать о нем подробнее, тем более и повод есть: 22 августа коммунисту фронтовой поры с 67-летним стажем исполняется девяносто лет.
Ему выпала судьба нелегкая, но и счастливая: участвовать в страшной войне и остаться живым, полвека служить небу Родины, охраняя ее мир и покой.
– С детства меня манило небо, – говорит Александр Сергеевич. – Не нежностью красок и грозным величием облаков, не золотом закатов и прелестью зарождающегося утра. Нет! Манило своей неизвестностью, беспредельной высотой и непонятной упругостью, которая свободно держала птиц и бумажных змеев, планеры и самолеты.
В тридцать седьмом году Александр Шацкий поступил в один из подмосковных аэроклубов. Это было его первым шагом на длинном пути освоения неба. В тридцать восьмом он – курсант Борисоглебской военной школы летчиков, в тридцать девятом – курсант Армавирского военного авиационного училища, которое готовило летчиков-истребителей. Здесь освоил истребители И-15 и И-16 с убирающимися шасси. В 1940 году двадцатилетний младший лейтенант Шацкий прибыл по распределению в 35-ый авиационный истребительный полк противовоздушной обороны, который дислоцировался в городе Батуми.
Полк – это самолеты и люди. Боевая единица. Каждый день для вчерашних курсантов начинался с тренировочных полетов: взлет, посадка, полет по кругу, в зону. Он понимал – так приобретается опыт, который очень пригодился в его дальнейшей службе. Благо учиться и перенимать опыт было у кого. Полк воевал в Испании и в нем служили прославленные асы.
В Закавказье его и застала война. Авиаторы прикрывали порт Поти, нефтепромыслы Баку и другие важные объекты. Но душа лейтенанта рвалась туда, где шли жаркие бои с фашистами.
В июле 1942 года полк перебрасывают под Сталинград, где разворачивалось грандиозное сражение Великой Отечественной войны.
Выполняя приказ Гитлера, 13 сентября фашистские войска бросились на штурм Сталинграда. Сто семьдесят тысяч солдат при поддержке трех тысяч орудий и пятисот танков ринулись на части двух ослабленных предыдущими боями армий. Армада фашистских бомбардировщиков в том числе «Бриллиантовая группа Геринга», поднялась в воздух, неся на своих крыльях тысячи тон смертоносного груза.
Площади, улицы и дома города превратились в арену упорных и кровопролитных боев, которые уже не затихали до конца Сталинградской битвы. Насколько ожесточенными были бои в городе, можно судить хотя бы по такому факту – только вокзал тринадцать раз переходил из рук в руки! Бои не прекращались ни на один день. Они шли за каждую улицу, каждый дом, за каждую пядь родной земли.
Полк, в котором Шацкий уже командует звеном, прикрывает город и переправу через Волгу. Летчики непрерывно в воздухе. Лишь когда кончается горючее или боеприпасы они возвращаются на аэродром, чтобы заправить машины и пополнить боекомплект. Над городом ни днем, ни ночью не затихают воздушные бои.
Александр Сергеевич участвовал в самых жестоких боях под Сталинградом. Каждый вылет мог стать последним. Но ему сопутствовала удача и везение, без которых и дня на фронте не проживешь. Помогало и выработанное еще в аэроклубе, а затем в авиашколе и училище умение быстро ориентироваться и принимать верное решение.
Он опускает многие детали и подробности. Зато легко делится воспоминанием о первом боевом вылете и первом сбитом фашисте.
Эскадрилья Шацкого должна была прикрывать переправу через Волгу, не дать фашистам возможности разбомбить ее. Разгорелся воздушный бой.
– Вижу, – воспоминает он, – пикирует «юнкерс» на переправу. Я пристроился в хвост за ним. А при выходе из пике я его и «прихватил».
И так до 19 ноября 1942 года, когда мощные залпы советской артиллерии разорвали тишину донской степи и возвестили о начале второго периода битвы на Волге.
Советские войска перешли в наступление, взломали передний край обороны противника и устремились вперед. Меньше чем за пять суток боев вражеским войскам был нанесен тяжелый урон, триста тридцать тысяч гитлеровских солдат и офицеров во главе с фельдмаршалом Паулюсом оказались в «котле», в междуречье Волги и Дона. В этом была и маленькая толика личного вклада старшего лейтенанта Шацкого. В полку его уже называли «стариком». Не за седину, которая успела посеребрить виски, не за преклонный возраст – ему едва «стукнуло» двадцать два. Просто увидели, что к нему пришел опыт, пришли знания, умение летать в любую погоду и поражать любые цели. С той поры он и начал считать себя настоящим летчиком. И в доказательство на его груди засиял первый боевой орден: Отечественной войны I степени.
А война продолжалась, и летчики 35-го истребительного полка делали рядовое военное дело: штурмовка, бомбардировка, разведка, «свободная охота». Воевал в Крыму, на Украине, освобождал Румынию. На его боевом счету 125 боевых вылетов. 7 вражеских самолетов сбил лично, 5 – в группе. За воздушные бои в крымском небе был награжден орденом Красного Знамени.
– Было нелегко, – говорит Александр Сергеевич. – Из боя вернешься, машина вся изрешечена пулями. Еле-еле дотянешь до посадки, а тут снова нужно лететь. Вместе с техниками подремонтируешь машину – и в небо. Ребята у нас были замечательные. Никогда ни от кого не слышал: «Я устал, может кто-то другой полетит». Мы понимали, что от каждого из нас зависит победа.
…Это было в небе над Одессой. Эскадрилья Шацкого сопровождала наши штурмовики, которые должны были нанести удар по гитлеровским танкам. Вдруг появились истребители противника. Завязался воздушный бой. Но не обошлось и без потерь с нашей стороны. Александр увидел, как загорелся самолет его товарища капитана Голикова и стремительно пошел вниз. Сердце защемило неутешной болью: не стало еще одного боевого друга. Но еще крепче сжимают руки штурвал, и еще крепче его желание бить врага. Старший лейтенант Шацкий яростно всадил в стальное туловище «фоккера» несколько прямых очередей. Сделал победоносный круг у места, где поднялся черный столб. Взял курс на свой аэродром. Тогда и был представлен к награждению очередным боевым орденом Красной Звезды.
Мы сидим в уютном холле Центрального Дома офицеров. Александр Сергеевич рассказывает мне о людях, которые ценой своей жизни помогли выстоять и победить, о нравственном долге, который они выполняли и завещали тем, кто будет жить после них. Он вел со мной искренний разговор о человеческом достоинстве, помогавшем выстоять в трудную минуту. О верности прошлому, памяти погибших – о том, что и ныне для всех свято.
Закончилась война, отгремели победные залпы салюта. Но боевого летчика Шацкого оставляют в кадрах военной авиации.
На смену поршневым пришла эра реактивных самолетов. Опять месяцы упорной учебы и тренировок на пути освоения новых типов самолетов. После окончания учебы он упорно шагает по служебной лестнице: заместитель командира авиационного полка, командир полка, заместитель командира авиадивизии, начальник учебного центра боевого применения ракетной техники. За успешное освоение новых типов самолетов, безаварийную летную работу награждается очередным орденом Красной Звезды и удостоился почетного звания «Заслуженный летчик СССР». Это звание он получил не по должностному признаку, а за опыт и мастерство.
В 1963 году генерал-майора авиации Александра Шацкого назначают заместителем командующего авиацией Бакинского округа ПВО. Но душа рвалась в Беларусь, на родину его матери. Спустя некоторое время он – заместитель командующего 2-й отдельной армии ПВО, штаб которой располагался в столице белорусской республики.
Задача перед армией стояла ответственная – защищать воздушные рубежи Беларуси, охранять мирный труд народа, занятого созидательным трудом.
На какую бы ступень воинской службы он не поднимался, всегда помнил: сила человека в понимании и доверии к нему людей. И никогда не изменял этому правилу, всегда служил примером для личного состава. И так почти пятьдесят лет. Пришла пора, и он оставил боевой строй. Но знал, что передал штурвал в надежные руки летчиков другого поколения.
Годы не властны над этим активным, бодрым человеком. Все, кто знает Александра Сергеевича отмечают его энергичный, непоседливый характер, желание как можно больше полезного сделать для людей. Он – член Белорусского союза офицеров, плодотворно работает в Военно-научном обществе, более двенадцати лет возглавляет первичную организацию ветеранов по месту жительства. Его выступления вызывают живой интерес в воинских частях, учебных заведениях, других коллективах.
…Идут по Минску машиностроители и пищевики, строители и служащие. Рядом с ними шагает статный пожилой человек – генерал-майор авиации в отставке Шацкий. Он не построил, как они, ни одного станка, ни одного дома, не вырастил ни одного пуда хлеба, но без него, без его товарищей по оружию никто в этом городе, да и в других городах и селах страны не смог бы спокойно и плодотворно трудиться. В этом коммунист Александр Сергеевич Шацкий видит и свое высокое и гордое счастье. Счастье Воина, счастье Защитника Отечества!
Александр КОСЕНКО,
заведующий организационно-партийным отделом ЦК КПБ
Центральный Комитет, Совет КПБ, Минский городской и Ленинский районный комитеты партии желают Вам, Александр Сергеевич, крепкого здоровья, активного долголетия и новых успехов в нашем общем деле.
Номер газеты: