Присоединение Беларуси к Болонскому процессу

Когда в 2002 году Беларусь стала полноправной участницей Лиссабонской конвенции 1997 года «О признании квалификаций высшего образования», стал вопрос: как совершить этот интеграционный шаг, не навредив тому, что есть хорошего в белорусской высшей школе – фундаментальной и качественной подготовке специалистов? Для белорусского образования Лиссабонская конвенция и ее практическая реализация – Болонский процесс – стали новой отправной точкой в решении уравнения со множеством неизвестных: удастся ли сохранить традиции фундаментальной отечественной науки, что произойдет с кандидатами наук, наличие которых не предусмотрено в европейской модели образования, не станут ли бакалавры в очередь на биржи труда? Были проведены консультации со специалистами, скрупулезный анализ ситуации в контексте «не навреди», и 23 июля 2010 года Глава государства принял решение и поручил Министру образования Беларуси начать процедуру присоединения нашей страны к Болонскому процессу. О том, что ждет национальную высшую школу в контексте развития интеграции в европейское образовательное пространство, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал Министр образования Александр Радьков.
– Александр Михайлович, какова основная цель присоединения Беларуси к Болонскому процессу? Что даст эта интеграция нашей высшей школе?
– Интеграция – это современно и правильно, потому что экономика, промышленность и технологии в странах Европы развиваются практически одинаково. И мы понимаем, что наши молодые специалисты должны быть подготовлены с учетом того, что делается на территории Европы в той или иной стране. При этом, конечно же, мы хотим сделать так, чтобы наши национальные особенности высшей школы, наши традиции и качество сохранились.
Основной целью Болонского процесса является создание европейского пространства высшего образования. Лиссабонская конвенция предполагает признание квалификаций, и основные принципы подготовки специалистов во всех странах одинаковы – по предметам учебного процесса, по выполнению квалификационных характеристик и т.д. Я думаю, что такой шаг позволит повысить привлекательность и конкурентоспособность нашего национального образования в современном мире.
Желание следить за развитием процессов образования на европейском пространстве у белорусских ученых и педагогов было большое. Потому что именно через высшую школу формируется кадровая перспектива, ведутся исследования, создаются основы технологий. Более того, мы хотели не только изучать опыт, но и принимать участие в разработке соответствующих образовательных технологий.
Со временем стало понятно, что решения Болонского процесса носят рекомендательный характер. То есть мы можем строить свою систему образования исходя из национальных интересов, а система развития Болонского процесса, не затрагивая наших интересов, поможет нам следить за образовательными процессами в мировом пространстве и участвовать в них. Она предполагает разработку определенной образовательной политики в демократичном аспекте, и развитие нашей национальной системы образования не противоречит этим установкам.
– Беларусь достаточно долго шла к рассмотрению вопроса о вхождении в Болонский процесс. Какие факторы останавливали принятие решения?
– Поначалу Болонский процесс очень непросто воспринимался нашими вузовскими учеными и преподавателями – у белорусской высшей школы есть хорошие квалификационные традиции. Еще со времен Советского Союза в каждой республике образование формировалось в соответствии с развитием тех или иных отраслей экономики, при открытии специальностей обязательно принималось за основу развитие промышленности и обеспечение кадрами. Такой подход предполагает хорошую, сильную, фундаментальную подготовку. И мы всегда заботились о том, чтобы сохранить традиции, которые формировались десятилетиями. Это, во-первых.
А во-вторых, белорусские вузы дают своим выпускникам квалификацию, позволяющую сразу же приступить к работе. Западная же высшая школа устроена иначе. Там предполагается бакалавриат – общая базовая подготовка, а уж квалификация и специализация доводится на предприятии или фирме. Для белорусских предприятий такая система не подходила.
Именно поэтому необходимо было время для изучения вопроса о присоединении к Болонскому процессу. Проанализировав документы, мы пришли к выводу, что некоторые решения Болонского процесса уже осуществлены. Например, он не требует, а рекомендует двухступенчатую систему высшего образования. И мы пришли к этому сами, исходя из интересов страны. Так как понимали, что кроме подготовки специалиста с высшим образованием есть еще профессии «особой сложности» – ученые, конструкторы машиностроения, специалисты информационных технологий.
– Присоединение к Болонскому процессу означает взаимное признание дипломов об образовании?
– Взаимное признание дипломов – это не основная цель Болонского процесса и стран-участниц Лиссабонской конвенции. Дипломы признаются и сейчас. Но до признания заказчик, работодатель всегда проверяет, насколько ты соответствуешь тому диплому и той квалификации, которая записана у тебя в документе.
Конвенция о признании документов об образовании (или Лиссабонская конвенция) не предполагает автоматического признания любого документа о высшем образовании в странах, подписавших конвенцию. Она лишь обязывает разработать процедуры проведения признания, установить четкие сроки рассмотрения дел и возможность апелляции.
А в основном Беларусь исполняет все рекомендации Болонского процесса, у нас имеется двухступенчатая система высшего образования, качественные программы, общеобразовательные стандарты соответствуют требованиям европейской системы менеджмента качества ИСО 9001. Сейчас Болонский процесс официально объединяет 47 государств. Из стран бывшего СССР декларацию подписали Россия, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан. В марте 2010 года участником Болонского процесса стал и Казахстан.
По содержанию мы соответствуем всем требованиям Лиссабонской конвенции, а вот мобильность предполагаем развивать. Хотя разрешать такую мобильность нужно не всем, а тем, кто успевает учиться, и только при согласии ректора вуза. То есть поступает студент в БГУИР, например, учится курс-два, потом, при отличных успехах в основном вузе, конечно же, он может поехать поучиться в вузе другой страны по своей специальности. Сейчас такую возможность используют около 1,5 тыс. белорусских студентов. Они учатся в вузах Великобритании, Германии, Франции. По сути, все рекомендации Болонского процесса мы выполняем, а сейчас просто пришли к выводу, что их нужно закрепить на бумаге.
Кроме того, нашим ученым выгодно иметь совместные разработки в структуре Болонского процесса. Мы сможем обмениваться технологиями, предлагать для внедрения свои образовательные ноу-хау, заимствовать чужие. И не только в образовании, но и в науке, промышленности, других областях.
Кроме того, мы заинтересованы в экспорте образовательных услуг. В Беларуси сейчас учатся почти 10 тыс. студентов из 84 стран. Но многие хотят поучиться в Европе год-два, потом приехать к нам. Это определенная мобильность образовательных систем.
– А как практически проходит процесс присоединения? Как долго протянется эта процедура?
– Сначала нам нужно подать заявку. Наши документы рассмотрит экспертная группа. Она же приедет в Беларусь для изучения системы высшей школы. Но мы готовы к этой процедуре. Ведь наши вузы завершают процесс перехода на европейские стандарты, значит, на этом уровне проблем возникнуть не должно. Далее решение о включении Беларуси будет принимать Конференция министров образования европейских стран. Она проводится один раз в три года. Я так думаю, что решение может быть принято в 2012 году.
Беларусь, кстати, также принимает участие во всех европейских конференциях министров. Я, например, был в Афинах и Стамбуле.
– Вузы должны каким-либо особым образом готовиться к интеграции?
– Нет, особых изменений не потребуется. Кстати, БГУ уже входит в Европейскую ассоциацию университетов. Основные цели ее создания – содействие развитию вузов в соответствии с современными тенденциями высшего образования. Ассоциация объединяет 800 участников из стран Европы. Наиболее актуальное и объемное на сегодняшний день направление деятельности ассоциации – реформирование системы образования в рамках Болонского процесса. Также ассоциация активно занимается поиском наилучших методов и форм внедрения и развития идей Болонского процесса.
Образование – это приоритетная отрасль страны. Беларуси нужны специалисты высокого уровня, которые будут развивать нашу экономику во всех сферах – от сельского хозяйства до высоких технологий. Мы обязаны следить за тем, что происходит в мире, впитывать лучшее и предлагать свои решения.
БЕЛТА
 
 
Справка КБ
«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого пространства высшего образования.
Его начало можно отнести к середине 1970-х годов, когда была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья на конференции министры образования 29-ти европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.
В настоящее время Болонский процесс объединяет 48 стран: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия,, Казахстан, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Республика Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.
 

Номер газеты: