Проблемы занятости в малых городах

Одним из индикаторов социальной стабильности, как известно, является занятость населения и состояние рынка труда, возможность трудиться и достойно зарабатывать, обеспечивая благополучие себе и своей семье. Именно поэтому повышение уровня занятости и сокращение безработицы в связке с ростом производства являются центральными задачами Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений. Выполнение установленных программой прогнозных показателей, проблемы и достижения, пробелы и передовой опыт в этой сфере стали центральной темой серии республиканских семинаров-совещаний по обеспечению занятости населения малых городов. Таким образом, подход к решению проблем занятости в малых городах будет еще более системным и комплексным, сообщили в Министерстве труда и социальной защиты.
Напомним, госпрограммой развития малых городов предусмотрен выход к концу 2010 года на уровень безработицы в 1% и рост численности населения, занятого в экономике. Эта задача решается и через реализацию мероприятий госпрограммы содействия занятости населения. Основной упор сделан на активные меры политики занятости, прежде всего, на создание рабочих мест. При этом задания по организации новых рабочих мест скоординированы с инновационной, инвестиционной программами, а также программами развития сферы услуг, поддержки малого предпринимательства и т.д. По оперативным данным, в республике в январе-апреле на созданные рабочие места трудоустроено 53 тыс. человек (30,2% к годовому заданию), в том числе 10 тыс. – в малых городах (39,1%).
Текущий мониторинг в сфере занятости населения свидетельствует о том, что ситуация на рынке труда остается контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей. Вместе с тем на 1 апреля 2010 года уровень безработицы по малым городам Гомельской, Брестской, Витебской и Гродненской областей составил 1,1% при задании на конец года 1% (в целом в Беларуси уровень безработицы находится в социально допустимых пределах: на 1 мая – 0,9% к численности экономически активного населения). Кстати, в 68 из 130 регионов республики уровень безработицы составлял 1% и ниже, в 57 регионах – от 1,1% до 1,5%, в 5 регионах – от 1,6% до 2% (в Брестской области Ганцевичский район – 1,9% при задании 2,6%, Ивановский – 1,7% при задании 1,9%, Кобринский – 1,6% при задании 2,1%; в Витебской области: Поставский – 1,8% при задании 2,2%, Лепельский – 1,6% при задании 1,5%).
Вместе с тем низкий уровень регистрируемой безработицы – это не повод для самоуспокоения, считают специалисты. Ведь часть жителей малых городов не может реализовать свой трудовой потенциал из-за отсутствия рабочих мест или их непривлекательности, как результат, не участвует в экономической деятельности. Крайне важная задача – содействовать созданию условий для их вовлечения в экономическую деятельность.
Безусловно, в одночасье невозможно решить все проблемы занятости в малых городах, где потенциал безработицы накапливался на протяжении многих лет. Поэтому ежегодно с 2006 года в госпрограмму занятости включаются малые города, наиболее сложные, с точки зрения занятости населения – с устойчиво высоким уровнем безработицы. Таким малым городам устанавливаются целевые показатели, разрабатывается комплекс мер по их достижению.
Так, еще несколько лет назад в самых сложных регионах страны (таких как Поставский, Ганцевичский, Краснопольский, Октябрьский и др.) безработица была на уровне 4-10%. Сегодня обеспечено снижение этого показателя в два и более раза. По­этапное решение проблем занятости в малых городах оправдало себя на практике, такой подход принес положительные результаты. И работа в этом русле будет продолжена до тех пор, пока ситуация на местах не стабилизируется полностью.
Следует отметить, что в регионах есть понимание того, что занятость населения – это проблема не только территориальных органов по труду, занятости и соцзащите, но и облисполкомов, гор- и райисполкомов, всех заинтересованных структур. И здесь очень важно правильно спланировать экономическое развитие регионов. Необходимо также принять дополнительные меры по вовлечению незанятого населения в экономическую деятельность, определив пошагово, помесячно меры по достижению этого показателя.
Еще один значимый аспект – государственное регулирование оплаты труда работников отраслей экономики. Работа министерства в текущем году направлена на обеспечение выполнения прогнозных показателей в области оплаты труда, достижение сбалансированного роста заработной платы и производительности труда, снижение необоснованной дифференциации в оплате труда работников. В целях обеспечения выполнения прогнозных параметров и совершенствования условий оплаты труда работников установлены показатели по росту заработной платы всем регионам. Как известно, в малых городах у людей нет особого выбора при трудоустройстве из-за нехватки рабочих мест. Поэтому только организация новых и модернизация старых производств может дать возможность людям работать и получать нормальную заработную плату. Создавая рабочие места, необходимо заранее просчитывать будущий уровень заработной платы.
Позитивную роль может сыграть содействие развитию предпринимательской инициативы, самозанятости населения и малого предпринимательства. Благодаря своей мобильности, предприниматели способны решать местные проблемы обеспечения занятости, в том числе привлекая свободные трудовые ресурсы. В последнее время, в соответствии с указами главы государства, фактически сформировалось правовое поле для стимулирования развития предпринимательства, привлечения в экономику малых городов инвестиций, создания рабочих мест. Более того, ожидается принятие в ближайшее время новых мер по либерализации предпринимательской деятельности – это станет стимулом для дальнейшего развития самозанятости, послужит толчком для вовлечения в экономическую деятельность незанятого населения.
По словам специалистов, Минтруда и соцзащиты планирует внесение изменений и дополнений в законодательство о занятости населения. Так, есть инициатива обязать нанимателей предоставлять информацию о наличии свободных рабочих мест в течение трех дней с момента их образования, с наделением их правом предоставлять эти сведения в электронном виде. Прорабатывается возможность создания субсидированных рабочих мест для ресоциализации лиц, длительное время не работавших. Рассматривается возможность оказания финансовой поддержки безработным, организующим кооперативы, особенно в сельской местности, по аналогии с оказанием содействия безработным в организации предпринимательской деятельности (ИП, ЧУП), дальнейшего стимулирования нанимателей, создающих рабочие места для инвалидов, путем компенсации им затрат по оплате труда инвалидов. Подготовлены предложения по увеличению стипендии гражданам, направленным на профессиональное обучение органами по труду, занятости и социальной защите (проект указа рассмотрен в Совете Министров, находится в настоящее время на рассмотрении в Конституционном суде). В частности, предлагается увеличить максимальный размер стипендии с 3 до 4 базовых величин (с Br105 тыс. до Br140 тыс.), минимальный – с 1 до 1,5 базовых величин (с Br35 тыс. до Br52,5 тыс.). Кроме того, речь идет о расширении возможностей использования территориальных центров социального обслуживания населения для адаптации инвалидов и создания для них рабочих мест.
В настоящее время ведется подготовка концептуальных подходов социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, где прорабатывается и концепция развития рынка труда республики на перспективу. Разрабатывается также госпрограмма содействия занятости населения на 2011 год, резюмировали в Министерстве труда и соцзащиты.
Елена ПРУС, БЕЛТА
 

Автор: 
Елена ПРУС
Номер газеты: