Реформирование «по-европейски». Часть 3

Педагоги, родительская общественность с тревогой наблюдает за «реформированием» нашего образования, с грустью вспоминает времена, когда тщательно выверенные учебники по 10-15 лет «работали» в школах, передавались из класса в класс, когда под учебники годами педагогического труда были созданы оптимальные методики, освоенные в совершенстве всеми учителями.

…Человек, не имеющий базовых знаний, не способен ни к критическому, ни к творческому мышлению. Вот почему существующая в настоящее время в Европе и начавшая внедряться в странах бывшего СССР либеральная система образования производит поколения безграмотных и невежественных молодых людей, неспособных к саморазвитию. Исключение составляет лишь небольшая часть детей, обладающих лучшими способностями к запоминанию, либо стимулируемых к этому родителями и преподавателями, а потому способных учиться на «отлично», независимо от любых перестроек.
Каждый человек и каждая коллективная личность – народ – имеет свой миф о себе. Миф – это «селф имидж» человека и народа. Кто я? На что способен? В чем мое призвание?
Ответы на эти вопросы принадлежат к области мифа. Никакой физической реальности, грубой материи за этим не стоит. Недаром все рассуждения об «арийцах», «происхождении», «этногенезе» – столь мутны и невнятны. Все это предмет веры, а не опыта и не рационального знания.
Когда мы как народ верили, что «рождены, чтоб сказку сделать былью», – мы многое могли. Когда перестали верить, перестали и мочь. Именно поэтому народы лелеют в своей коллективной памяти моменты наибольшей силы и славы, подчеркивают свои лучшие качества: смелость, трудолюбие, верность.
Что было на самом деле – бог весть. Да и «самого дела», вполне возможно нет. Положим, американцы верят, что они – трудолюбивый, предприимчивый народ. То, что у них 45 или даже 47 миллионов получаю продуктовые талоны, следовательно, прямо сказать, трудолюбием не блещут, не влияет на устойчивость мифа. И этот миф им помогает!
А бывают разрушительные мифы. Неслучайно уничтожение советской жизни началось с разрушения советских мифов. Сегодняшняя исступленная информационная война – это в значительной мере война не фактов, а мифов.
Нашему народу нужно развиваться, идти вперед, не по Болонским лекалам, а по существу. «Я с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден!» – вот к какой кампании нам надо стремиться, отвергать спекулятивные идеалы: что-то там куда-то вложил и отдыхаешь, получая «пассивный доход». Работать? Искать? Увольте! Это для лохов. Отсюда – раздувание пузыря недвижимости. Все скупали в надежде перепродать. А как верно говорят биржевые спекулянты, «деревья не растут до неба». Когда-нибудь надутый пузырь должен лопнуть. Он и лопнул. Деньги люди хотят получать, сидя перед монитором компьютера.
К нам эти – европейские – идеалы просочились и укоренились на нашей почве. Развитие происходит там, где человек заработок ценит больше своих удобств и развлекаловки. Где наоборот – развития не происходит. В СССР пытались избавить народ от волчьих законов капиталистической конкуренции. Межчеловеческое соперничество выводится из личностной сферы и опосредуется высшим властным центром. Кто победил в любой конкурентной ситуации, а кто проиграл, решает не сама борьба соперников, но государственная власть. Соперничество становится скрытым, подковерным, осуществляется руками высшей власти.
И мало-помалу все унижения, все поражения проигравших начинают восприниматься ими как результат действий не их прямых победителей, а государственного произвола. Тирании. В течение считанных лет, за одно-два поколения государство, пусть даже честно старающееся никого не обижать, но при том блюсти между всеми баланс, оказывается ОБИДЕВШИМ ВСЕХ. Именно на нем, на государстве, сосредотачивается общая неприязнь, концентрируется общее раздражение. И государство повисает в пустоте.
Перестройка показалась чудесным избавлением разом от всего этого.
Чем только и удалось по-настоящему взбаламутить терпеливый работящий народ? Вспомните, с чего началось. «Шире пользоваться преимуществами социализма». «Повысить уровень социальной справедливости».
Помните борьбу с привилегиями? А помните судьбу комиссии по борьбе с привилегиями? Теперь привилегий нет. Теперь все проще и грубее: что украл – то твое.
Это очень серьезный вызов. Если по закону не получается упечь в тюрьму вора и казнокрада и отобрать у него добычу, народ перестает уважать законы. Если народ перестает уважать законы, то он начинает устанавливать справедливость в обход них. Если справедливость может быть только беззаконной, государство, у которого такие законы, становится народу чужим. С кем вы – просвещенные соотечественники? Будем изображать из себя «Эйропу» – будет нам закат.
Жорес Алферов, нобелевский лауреат назвал себя противником реформ в образовании: «Под реформой у нас понимают слом, а надо – развивать».

Слабое звено качественного образования
В белорусском обществе увеличивается число тех, кто считает, что минимальные проходные баллы при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения должны быть существенно увеличены. Тогда в вузы и колледжи будут поступать только те абитуриенты, которые с помощью тестирования доказывают, что их знания позволяют им получить высшее образование. А в результате отечественный интеллектуальный рынок получит квалифицированных компетентных специалистов.
Результаты социологических исследований показывают: самое слабое звено в белорусском образовании – частные вузы. Они существенно проигрывают государственным по всем параметрам: качеству образовательного процесса и учебных пособий, заработной плате сотрудников и мотивации учащихся. Поэтому актуальным представляется резкое сокращение числа частных учреждений, дающих высшее образование, и строгий контроль над оставшимися. Следует уменьшить количество студентов, обучающихся на платных отделениях. Во многих случаях – это не получение образования, а его самая настоящая покупка.
В опросах отмечается крайне низкое качество знаний у студентов заочной формы обучения. Невежественность нынешних студентов-заочников поражает, от этом говорят практически все вузовские преподаватели и эксперты: «знания лучшего заочника на уровне знаний худшего студента стационарного отделения». В связи с чем, по мнению респондентов, назрела необходимость существенно уменьшить число студентов-заочников в стране.
Вместе с тем снижается и качественный уровень профессорско-преподавательского состава: многие из преподавателей вузов никогда не занимались наукой и не работали по специальности, которой обучают. В настоящее время значительная часть профессорско-преподавательского состава не имеет степени доктора или кандидата наук. Плюс некоторые вузы впадают в крайность: преподаватели либо давно пенсионеры, либо совсем недавно получили высшее образование. В первом случае профессора очень часто уже просто не могут совместить преподавание с современными тенденциями и продолжают учить студентов так, как учили, как минимум, 20 лет назад. А учить студентов, считают многие специалисты в сфере образования, необходимо с опережением времени. Джон Кеннеди утверждал, что нужны люди, способные мечтать о том, чего никогда не было. И это важно для нашей быстро развивающейся страны, особенно в социально-гуманитарных дисциплинах, требующих ответов на актуальные вызовы и риски.
На пути преобразований важно учитывать желания и потребности, интересы и устремления людей, их видение будущего. Попытка подогнать нашу образовательную систему под так называемый болонский процесс уже успела нанести громадный вред нашему студенчеству. Все эти бакалавриаты и магистратуры, по сути, привели к снижению критериев высшей школы. Возрос срок обучения, и программы сократились. Думается, что дело-то в общей концепции «реформ», которые проводятся с оглядкой на Запад и ведут к полному краху системы массового образования.

Автор: 
Владимир ЕГОРЫЧЕВ
Номер газеты: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
3 + 10 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.