Сохраним нравственные ценности

В программном докладе и.о. секретаря ЦК КПБ по идеологической работе, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь В.С.Леоненко на ХII Пленуме Центрального Комитета КПБ изложены философские мысли и идеологические позиции в отношении духовно-нравственных устоев нашего общества, сформирован свод идеалов и ориентиров каждого коммуниста, который можно было бы обозначить Кодексом чести, достоинства и совести каждого истинного патриота Отечества. Тема нравственности, поднятая на Пленуме ЦК, не является рядовой и малозначительной и требует повседневного внимания со стороны нашей партии, общества и государства в целом.
В свое время Ф.М.Достоевский, один из величайших писателей-гуманистов мира, высоко оценивал способность к любви и самопожертвованию лучших представителей молодежи во имя счастья других, а также нравственную бескомпромиссность и борьбу против духовного подчинения циничными людьми незрелой части молодежи. В этом плане современно звучат оценки Достоевского в отношении преступных действий доморощенных «демократов», которые пытались затуманить мозги отдельной части молодых людей, вывести их на «площадь» и организовать погром Дома правительства 19 декабря 2010 года. Потеря человеческого лица возобладала над разумом этих так называемых «борцов за свободу».
Известно, в республике ведется широкомасштабная работа по формированию гражданственности, высокой нравственности истинных патриотов Отечества, укреплению стабильности в белорусском обществе. Несомненно, заслуживает всяческой поддержки тенденция развития информационного общества как одного из национальных приоритетов республики и рассмотрение как общенациональной задачи.
Вместе с тем, требуется ужесточение в предотвращении распространения целенаправленного информационного давления, устремленности подрыва безопасности страны в информационной сфере, в том числе нравственных устоев общества. В этом направлении, думается, важнейшей задачей всех органов власти и общественных организаций является неукоснительное выполнение требований Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2011 года №60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», который направлен на защиту интересов граждан и государства от противоправных, вредных проявлений в информационной сфере, ограждение от лжи и деструктивного информационного воздействия и, вместе с тем, отстаивание нравственных и духовных ценностей нашего многонационального народа.
Размышляя о нравственной стороне гражданственности и существующих реалиях формирования истинного патриота Отечества, необходимо сосредоточиться на некоторых наблюдениях и выводах.
Речь здесь не идет о каком-то назидательстве и морализаторстве. Все дело в недопущении снижения шкалы нравственных ценностей и действенности нравственного примера. Иногда в разговорах с людьми возникает вопрос: «Насколько человек может быть высоко нравственным? С точки зрения педагогики и психологии, исходим из того, что нравственные возможности беспредельны: добро никогда не бывает лишним. Последней вершины в нравственном росте нет.
Во всем процессе нравственного совершенствования мы прежде всего опираемся на сохранение преемственности духовно-нравственных ценностей старших поколений, на нравственные силы многонационального белорусского народа. О духовно-нравственной стойкости советско-
го солдата, воина-освободителя всесторонне и многогранно написано в исторической, военно-мемуарной литературе, воспоминаниях полководцев времен
войны и писателей военных лет, а также ныне живущих участников непосредственных боев. К примеру, Александр Шацкий, генерал-майор авиации, заслуженный военный летчик СССР высоко оценивает исключительную нравственность, которая царила среди летчиков военных лет. «… В Сталинградском небе для наших летчиков действовал один закон, – подчеркнул он. – Если можешь, сбивай врага. Выложись полностью, но сбей! Иначе он тебя собьет. Простая наука и очень понятная, но это ведь война. Над Сталинградом авиация «висела» все время… Ребята у нас были замечательные. Никогда ни от кого не слышал: «Я устал, может, кто-то другой полетит». Мы понимали, что от каждого из нас зависит Победа».
Нельзя читать равнодушно бесценные документы воинов Великой Отечественной, опубликованные в книге «Говорят погибшие герои», полные мужества, беспредельного героизма и величайшей нравственной чистоты человеческой души. Письма и надписи бойцов подтверждают силу духа советских солдат, которых можно поразить только пулей, снарядом, но победить их невозможно.
О величии духовности и нравственной силе солдата-освободителя, богатстве нравственного облика советского
воина зримо, глубоко и ярко говорится, как известно, в могучей скульптуре советского воина со спасенной немецкой девочкой на руках, установленной на холме историко-мемориального комплекса в Трептов-парке в Берлине. Известно, прототипами собирательного образа воина-освободителя послужили реальные духовные поступки пятерых воинов, в том числе и белоруса, старшего сержанта Трифона Лукьяновича, который 29 апреля 1945 года спас немецкую девочку, а сам был смертельно ранен. Вся история Великой Отечественной войны полна массового героизма, основанного на великой духовности и нравственности.
В формировании нравственного облика гражданина-патриота, несомненно, значительную роль играет нравственный пример руководителей всех уровней. Замечу, обычно этим качеством духовной власти над другими обладают лишь те, кто безмерно щедр к людям, предельно требователен к себе и для кого общее всегда выше, чем свое личное. Но такая нравственная одержимость опирается, прежде всего, на неповторимые индивидуальные качества человека, его способности влиять, внушать и поднимать людей к высотам благородства и человеческого достоинства.
Высокая нравственная атмосфера складывается в тех коллективах, где руководитель обладает, кроме должностного положения, и определенным моральным талантом, тайна которого проста. Он кроется в особой способности духовного общения с людьми, магнетическом обаянии, высокой культуре поведения, умении слушать и понимать людей, проявлении порядочности в отношениях с окружающими.
Мое поколение детей военного времени всецело формировали, выковывали нравственные ценности, опираясь на героическое прошлое, реальных исторических личностей советской эпохи и бескомпромиссное отрицание мещанской философии, вражды и нравственного разъединения людей. Безусловно, имеются и другие грани формирования и поддержания нравственных устоев коллективов и общества в целом.

Автор: 
Василий КРАЮШИН
Номер газеты: