Созидатели

Окончание. Начало в № 44

Возили нашу группу организованно на автобусе, но удалось проехаться по Минску на общественном транспорте – троллейбусе. Красивый удобный салон, мягкий ход, комфортная посадка. Транспорт оказался белорусского производства – ОАО «Белкоммунмаш», в цехах которого мы побывали.
Ни ушам, слушая о работе и модернизации предприятия, ни глазам, глядя на выпускаемую продукцию, не веришь, особенно на фоне нашего «движения производства». Из ремонтного предприятия с 30-летней историей завод в 2007 году превратился в ведущего производителя электротранспорта (трамваи, троллейбусы), разработав свои модели и завоевав уже обширный рынок! И если до 2007 года на предприятии работало 800 человек, то сейчас – около 1500. А с 2010 года предприятие занимает первое место в мире по объему производства троллейбусов. Например, впервые в СНГ на ОАО выпустили скоростной трамвай. Как подчеркнул генеральный директор ОАО «Белкоммунмаш» Владимир Король, это стало возможно благодаря коллективу, его слаженной творческой работе. Вообще, нелегко сочетать верность традициям и полную перестройку производства, оснащение самыми современными станками, что требует изменения психологии человека, нужен его настрой на качественно иные цели и задачи. Коллективу, по мнению его директора, удалось проникнуться идеологией творцов и созидателей. По словам Владимира Короля, идеи внедряемой на «Белкоммунмаше» концепции бережливого производства Lean и управления качеством позволили послевоенной Японии стать одним из технологических лидеров мира. Суть системы Lean – в минимизации затрат и сроков создания продукции, высоком качестве товара при его минимальной стоимости, гарантированных поставках клиентам. Для реализации этих простых на первый взгляд задач нужно, чтобы все подразделения эффективно взаимодействовали. Поэтому на предприятии проводится полномасштабная автоматизация. В единое информационное пространство попадают все службы, подразделения и цеха, включая заводские заведения общепита.
Наличие производственной базы и стабильного коллектива и позволило предприятию одновременно с капитальным ремонтом приступить к решению новой задачи – освоению производства новых троллейбусов.
По данным 2009 года, 32% своей продукции предприятие реализует в России и заинтересовано расширять сеть городов, где работают машины «Белкоммунмаша». К тому же, в довольно сжатые сроки предприятие закрепилось на рынке Европы, Латинской Америки, стран СНГ (в России, Монголии, Латвии, Казахстане, Сербии, Молдове работает транспорт от «Белкоммунмаша»). Это удалось за счет высокого качества продукции, сервисного обслуживания (как выразился Владимир Король, «у нас нет брошенных детей» бесхозной техники), обучения работе на выпускаемой технике, невысокой цены. А в 2011 году «Белкомунмаш» уже 85% техники отправит на экспорт.
Один из плакатов, висящий на стене цеха, гласит: «Качество – это когда к нам возвращаются клиенты, а не товар». Каждую машину адаптируют под климат страны, в которой ей предстоит работать. В Аргентине, в Кордобе, где с конца июня работает троллейбус «Белкоммунмаша», одна погода, на Урале другая. Главная особенность машины, специально сделанной для Аргентины, заключается в том, что троллейбус может обходиться и без проводов. Специальный дизель-генератор позволит проехать около двухсот километров, не подключаясь к контактной сети. А потом можно дозаправить бак и ехать дальше.
Конструкторы предусмотрели и дополнительную систему охлаждения. Даже в очень жаркую погоду механизмы не выйдут из строя, а водителю и пассажирам будет комфортно. Вышло предприятие на латиноамериканский рынок благодаря активной маркетинговой политике. В сентябре 2009 года на базе ОАО состоялась международная конференция потребителей электротранспорта, на которую пригласили представителей российских городов и зарубежных стран. Тогда представители Аргентины и заинтересовались техникой предприятия.
Владимир Король обратил внимание на то, что общественный транспорт на 100% предназначен для обслуживания людей. Отправляясь на работу в 4 утра, они должны добраться в хорошем настроении. А этому способствует уютный салон, удобные кресла, комфортная температура.
В планах предприятия – создание холдинга, который бы не только производил электротранспорт, но и работал над созданием и обслуживанием его сложной инфраструктуры, где и рельсы, и провода… Планируемый комплексный проект предполагает: 1) разработку проектных вариантов транспортных планированных решений, 2) проектирование объектов транспортной инфраструктуры, 3) строительство инфраструктуры транспортного сообщения, 4) разработку и создание, а также поставки подвижного состава, 5) создание системы контроля за оплатой поездок, 6) сервисное обслуживание состава и инфраструктуры, 7) формирование нормативной базы, 8) подготовку кадров.
Внедрение такой системы устойчивого функционирования всех видов наземного транспорта, предложенной белорусами, готовится в Татарстане, Самаре, Омске.
Большое внимание на предприятии уделяется социальным вопросам. Построены четыре жилых дома, есть благоустроенное общежитие, оздоровительный лагерь для детей, база отдыха, медицинский центр. В заводской столовой каждый работающий может взять блюда на 5.200 белорусских рублей за счет предприятия. На вопрос, не тяжеловато ли бремя социалки, Владимир Король однозначно ответил, что отказываться от нее завод не намерен, а напротив, развивать, так как уверенно чувствующий себя работник – ценность для предприятия.
Кстати, что интересно? Средняя зарплата рабочего выше, чем у инженера, а заместители директора получают больше него
самого.
Побывали мы и в заводской столовой. И хочется туда вернуться вновь! Удивительно, почему по миру славится французская кухня, но нет достойной славы у белорусской, в которую влюбляешься с первой дегустации!
На выставке продукции пищевых комбинатов довелось отведать разнообразные блюда из мяса птицы открытого акционерного общества Агрокомбинат «Дзержинский», куда мы тоже съездили. История этого одного из крупнейших агропредприятий Беларуси насчитывает 30 лет. Это производство замкнутого цикла: от выращивания птицы из собственного инкубационного яйца до реализации готовой продукции в собственной торговой сети. В свое время общество было образовано путем присоединения семи с/х предприятий к ОАО «Дзержинская бройлерная птицефабрика». Ныне общая капитализация хозяйства составляет 100 миллионов долларов. По словам генерального директора Леонида Зайца, целью создания агрохолдинга было производство собственного зерна (раньше его покупали за пределами страны) для кормления птицы. Цель выполнена.
Внедрение новых технологий, оборудования, полноценные корма позволяют увеличивать производство мяса птицы при снижении его себестоимости. Ежегодное увеличение – на 10%. Среднесуточный привес превышает европейский показатель – 58,3 грамма. Сохранность птицы – 98, 4%.
Предприятие производит более 300 наименований изделий из мяса птицы, которые реализуются через сеть из 40 фирменных магазинов. Торговля приносит ежегодную прибыль более чем в 5 млрд белорусских рублей. Рентабельность производства – 33%. 98% агрохолдинга – в собственности государства. За счет прибыли предприятия ведется строительство новых мощностей, каким явился построенный в 2009 году инкубационный цех стоимостью 6,4 млрд белорусских рублей. Мощность цеха составляет 19,9 млн штук яиц в год. И если при строительстве птицефабрики в 1979 году проектная мощность была рассчитана на 5 200 тонн мяса птицы, то сейчас его выпускается уже 30 тысяч.
Есть в хозяйстве и стадо коров из 1100 голов. Его нам и показали. Принцип содержания стада – стойловый. Огромная территория с загонами, яслями для телят, помещениями для дойки в идеальной чистоте. Нам, как при входе в операционную, выдают бахилы, халаты, шапочки. Коровы, дающие по 7 тонн молока в год – зрелище потрясающее. Чистые, откормленные, с выменем в добрую бочку, смотрят на нас умными удивленными глазами: мол, чего пожаловали? А посещение яслей для телят – праздник души. У каждого теленочка маленький загончик со своим домиком. Дети есть дети. Умильные, трогательные, тянешь руку его погладить, а он пытается ухватить твою руку, надеясь, что это мамина титька или соска с молоком. Нам весело. Но приглядывающий за этим «детским садом» молодой специалист Андрей Старков – красавец-парень, богатырь, с открытым приветливым лицом останавливает наши нежности: «Ну что вы?! Нельзя! Это же совсем дети! Они же могут заразиться!» И столько в его голосе заботы о вверенных ему малышах и доброжелательного недоумения нашему непониманию и легкомысленности!
Средний возраст работающих в холдинге – 42 года. Молодежь охотно идет в это хозяйство, где средняя зарплата 500 долларов, отпуск 24 дня, за него получаешь и зарплату, и отпускные. Одиноким сразу предоставляют общежитие, семье дают жилплощадь, и если проработал в хозяйстве 10 лет – она переходит в твою собственность. Можно также взять кредит на 40 лет под 1% годовых и строить жилье самостоятельно.
И не только официально установленные нормы социальной защиты действуют. Один из рабочих, играя в волейбол, прямо на площадке умер от сердечного приступа. На общем собрании коллектива постановили помимо полагающейся государственной пенсии до исполнения его детям 18 лет выплачивать семье среднюю по хозяйству зарплату.
Есть известная шутка о том, как экскурсанты заблудились на ликеро-водочном заводе, и их долго не могли выловить. Аналогичный случай чуть было не произошел во время экскурсии российских журналистов по кондитерской фабрике «Коммунарка». История предприятия идет от 11 января 1905 года, когда в Минской городской управе получила торговое свидетельство «Кофейня с кондитерскими продуктами, пекарня кондитерских продуктов Георгия Векентьевича Рачковского». После окончания гражданской войны с целью трудо­устройства безработных на базе бывшего предприятия Минской биржей труда создан трудоколлектив кондитеров, названный «Первой белорусской кондитерской фабрикой». В 1929 году в честь 12-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции он был переименован в Минскую кондитерскую фабрику «Коммунарка». Предприятие разрастается и увеличивает как количество, так и ассортимент выпускаемой продукции.
Ежегодно выпускается до 25 тыс. тонн продукции, в ассортименте – более 300 наименований кондитерских изделий: это конфеты, шоколад, карамель, драже, вафли.
На фабрике действуют пять основных цехов, по которым проходит наша экскурсия. В цехах – аромат ванили, корицы, миндаля, какао-бобов. По транспортеру конвейера едут ромбики суфле, вот на них льется шоколад, обволакивая белоснежек. И вот уже готовые конфеты едут сушиться и одеваться в красочные фантики.
А это цех, где конфеты украшают вручную: на шоколадных плоскостях рисуют крапинку, полосочку, волну…
С момента основания и по сегодняшний день при производстве кондитерских изделий на предприятии используют только натуральное, экологически чистое сырье. Весь процесс обработки какао-бобов осуществляется непосредственно на фабрике, что позволяет добиться особенно тщательного контроля качества выпускаемой продукции. Изделия «Коммунарки» долго сохраняют свои изумительные вкусовые качества, поскольку контроль за соблюдением рецептуры и технологией производства здесь высочайший. Особое внимание уделяется обновлению ассортимента.
Идет постоянное внедрение современных и эффективных технологий. Порядка 30% выпускаемой продукции отправляется на экспорт: в США, Россию, Германию, Израиль и другие страны. Целая стена фабричного музея увешана грамотами, дипломами национальных и международных выставок продуктов питания и кондитерских изделий.
После экскурсии нас пригласили отведать увиденное. Говорят, взрослые – это те же дети. Не знаю, как когда, но при посещении кондитерской фабрики – точно. К сожалению, возможности человеческого организма сильно ограничены, и при дегустации конфет «Коммунарки» ты констатируешь эту печальную реальность. В ассортименте 300 наименований конфет, шоколада, карамели, драже, а ты способен отведать лишь сотую часть предлагаемого радушными кондитерами
выбора.
Пожалуй, невозможность объять необъятное была единственным удручающим обстоятельством при посещении братской страны. И вновь программа пресс-тура была выстроена так, что удалось посмотреть белорусскую действительность в срезе: работа предприятий тяжелой и пищевой промышленности, перспективные разработки, социальные программы. Увиденное радует – искренне радуешься за белорусов, за их волю к созиданию и умение обустроить свою родину.
Екатерина ГЛУШИК,
газета «Завтра»

Автор: 
Екатерина ГЛУШИК
Номер газеты: