В. Егорычев: Истина времени не подвластна
Из всей огромной массы человечества ради поднятой темы стоит выделить две группы. Первая: это люди, обладающие незаурядным умом, выдающимися лидерскими и организаторскими способностями и вообще рядом редчайших качеств. А вторая группа – это те, кто ошибочно относит себя к первой… И даже заявляют: «У меня нет мании величия. Великие люди этим не страдают».
Линкольн как-то сказал: «Можно дурачить часть народа все время, можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя все время дурачить весь народ». Порочность либеральной модели экономики проявляется все более наглядно не только в периферийных государствах, но и в развитых капиталистических странах, включая США. Ведь именно об этом свидетельствуют массовые акции протеста против «финансового терроризма», прошедшие в этой стране под лозунгом «Захвати Уолл-стрит!». Почему же либералам удается так долго дурачить почти весь мир?
Размышляя об этом, невольно вспоминаю Алишера Навои:
Скажу тебе: средь выродков земных
В особенности три породки гадки –
Безмозглый шах, скупой богач,
Ученый муж, на деньги падкий.
Сегодня российские власти проводят многочисленные акции, направленные на неприятие, отрицание всего советского, в том числе и на уровне символов. Дошла очередь и до демонтажа известного обелиска неподалеку от Кремля, при входе в Александровский сад. Что же не устраивает сегодняшних властителей в тех личностях, память о которых обелиск нес более девяти десятилетий? В чем знаковая символика происходящего?
Начнем с того, что символы о многом говорят. Советские серп и молот – утверждение власти труда, а не капитала. Если же говорить о нагнетаемом за последние два десятилетия культе царей, вельмож, причем независимо от реальных заслуг перед Отечеством, то это совсем другое… Вот и в отношении к обелиску в Александровском саду действует заданная тенденция, имеющая, если вдуматься, символическое значение. Можно даже сказать, что – определенная самохарактеристика установившейся власти. Ее можно воспринимать примерно так: «Мы (то есть российская власть) – за возвращение страны в царство угнетателей». Напомню, когда произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, новая власть тоже провозгласила свои символы. Но они были диаметрально противоположными. Звали к освобождению от угнетателей, увековечивали память тех, кто боролся за угнетенных.
Отразилось это и в плане монументальной пропаганды, принятой по инициативе В.И.Ленина вскоре после Октября. Имелось в виду прежде всего увековечение памяти борцов за свободу и справедливость всех времен и народов – от Спартака, Томаса Мора, Степана Разина до Маркса, Энгельса, Чернышевского… Тогда же было принято решение снести памятники в честь царей и их приспешников, не имеющие художественной ценности. Кстати, в Петрограде остались не только Петр I, но и Екатерина II, и Николай I как произведения подлинного искусства. К таковым не относился памятник, установленный в Александровском саду в 1914 году – согласно решению Московской городской думы, по случаю отмеченного недавно 300-летия Дома Романовых. На нем были высечены имена всех царей этой династии, включая здравствовавшего тогда Николая II. Через три года, в феврале 1917-го, династия рухнула. Но, учитывая ограниченные материальные возможности в связи с трудностями времени, решено было этот памятник-обелиск не сносить, а заменить на нем имена царей именами революционных мыслителей, борцов за торжество царства угнетенных.
Это было сделано к первой годовщине Октября. И таким образом памятник приобрел реальную историческую ценность – как один из самых первых примеров советской монументальной пропаганды. Заметим, других таких примеров до нашего времени почти не сохранилось, что еще больше повышает значимость обелиска в нынешнем виде.
Согласимся: имеет право и точка зрения иного порядка о значимости имен, высеченных на обелиске в 1918 году. Да, если исходить из интересов угнетателей всех времен и народов, их взглядом руководствоваться, то безусловно эти имена вовсе не заслуживают того, чтобы их знали и помнили. Однако во все времена гораздо больше было не угнетателей, а угнетенных. И вот для них-то эти имена должны быть не просто известны, а по-настоящему дороги. А на обелиске значатся следующие по порядку имена – Маркс, Энгельс, Либкнехт, Бебель, Кампанелла, Мелье, Уинстлет, Мор, Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон, Бакунин, Чернышевский, Лавров, Михайловский, Плеханов.
Различны судьбы и жизненные пути этих людей, но все они при жизни подвергались гонениям и лишениям. Более трехсот лет провели в изгнании, в ссылках и тюрьмах эти борцы за справедливость. Правда, некая Галина Ананьина, представленная как историк, в интервью «Российской газете» заявляет: «А если учесть, что на нем (обелиске – В.Е.) высекают имена мало кому известных Мелье и Фурье, то возникает большой диссонанс со здравым смыслом…». Что же, невежества сейчас в избытке, но у «историка» Ананьиной оно «диссонирует» на грани здравого смысла. Свое восхищение Мелье выразили Вольтер и Пушкин. Сегодня немало невежд, не знающих Пушкина. Но разве это повод для ликвидации его памятников?
Поведаем читателю о Мелье. В одном из приходов Шампани он, молодой священник, в воскресной молитве высказал местному феодалу упрек в слишком жестоком, не христианском обращении с крестьянами. Феодал пожаловался епископу. Тот строго предупредил Мелье: дескать, нельзя обижать наших кормильцев, и если такое повториться, то прихода больше не получишь. Отвечая на подобные факты, Мелье написал свой трактат «Завещание». В нем он снял маску с церковных предводителей, которые являются безропотными слугами власть имущих, призвал верующих «объединиться и расправиться с тиранами».
Стоит заметить, что призывы Мелье и его размышления о христианской идее построения «1000-летнего царства угнетенных» во многом схожи с мыслями знаменитого монаха Томмазо Кампанеллы, увековеченного на обелиске рядом с ним. Тридцать три года Кампанелла, страстно мечтавший о «Городе Солнца» для всех, провел в тюрьмах ватиканской инквизиции. Вот ведь как пугали тех, кто жил чужим трудом, даже мечты о справедливом устройстве общества!
Шарль Фурье тоже был (сообщаем г-же Ананьиной и Ко) защитником угнетенных и выдающимся мыслителем. «Фурье посвятил энергию своего могучего ума изучению социального строя человечества, – отмечал Ф.Энгельс. – Его научное мышление трезвое и свободно от предрассудков». По владению диалектикой классики марксизма даже сравнили Фурье с Гегелем, называя его труды «аксиомой социальной философии».
Труды Фурье разоблачают угнетателей всех видов, фальшь и маскировку «святых отцов». Поэтому папа Григорий XVI издал специальную энциклику, в которой осуждалась «социетарная теория Фурье». Сочинения его были запрещены Ватиканом. А Беранже в статье «О системе Фурье» писал: «Главное в его системе – это желание покончить с неурядицей и злоупотреблениями, царящими в обществе, и перейти к совершенно новому социальному строю».
Фурье был участником Великой французской революции, защитником революции. Но в наступившем капитализме он увидел серьезнейшие пороки и начал с ними активную борьбу. Новый, буржуазный строй он назвал «Мир навыворот», выделив 12 бичей капитализма. В их числе следующие: угнетение людей труда, спекуляции и мошенничество, фальсификация продуктов и лекарств, алчность наживы, эгоизм. Он пророчески предсказал, что с развитием капитализма пропасть между нищетой и богатством будет увеличиваться. «Без права на труд все дары капитализма равны нулю», – утверждал Фурье. О буржуазной «справедливости» писал так: «Кто украл мешок картошки – того в тюрьму, а кто миллион франков – того в депутаты или министры».
Как видим, более чем за два века до нашего времени Фурье указал на родовые пороки капитализма, которые пышным цветом расцвели в современном «царстве угнетателей». Последнее определение – из глубин веков. Гете предупреждал:
Тот, то взглядом не проникнет
В толщу трех тысячелетий,
К темноте, как крот, привыкнет,
Век живя на белом свете.
Чтобы не быть кротами-слепцами и лучше понимать современность, надо заглядывать в толщу времени. А ведь история человечества представляет собой многовековую борьбу угнетенных против своих угнетателей – рабов против рабовладельцев, крестьян против феодалов, рабочих против капиталистов.
Октябрь 1917-го стал, можно сказать, кульминацией этой борьбы, и обелиск, о котором идет речь, провозгласил связь нашей борьбы за освобождение трудящихся с предшественниками не только у нас, но и в других странах. Имена царей, высеченные на обелиске в 1914 году, – это, согласитесь, были символы общества, где власть богачей противостояла «простому народу». А новые имена – символы борьбы за переустройство общества на справедливой основе. И обратная смена их, понятно, многое означает в нынешней жизни. Символика имен, разделенных резким водоразделом противостояния, принадлежит ведь не только истории. С одной стороны, в мире сегодня звучат, сажем, Фидель Кастро и Уго Чавес, с другой – Буш и Обама… Однако наша Октябрьская революция остается, судя по всему, самым опасным символом для отстаивающих несправедливость. Вот и новоявленные российские властители очень хотят, чтобы она и ее результаты представлялись в максимально черном виде, а еще лучше – чтобы про нее вообще забыли. Нам возразят: Путин вроде бы провозгласил соединение разных времен отечественной истории. Но, оказывается, никаких напоминаний о революции не должно быть возле Кремля! Отсюда же нетерпимость к ленинскому Мавзолею и красному некрополю, как и к обелиску первого года Советской власти. Оппоненты, на выход! Хотя поистине всемирно-историческое, эпохальное значение нашей революции никакому сомнению не подлежит.
В статье «Соединенные линчующие штаты» Марк Твен писал: «Кто же угнетатели? Их немного: король, капиталист и горстка других – надсмотрщиков и подручных. Кто угнетенные? Их множество. Это народы мира: лучшие представители человечества, рабочие люди – те, кто своим трудом добывает хлеб для праздных белоручек». Разве не актуально и сегодня это обстоятельство?
В эпоху производительного капитализма предприниматели десятилетиями сколачивали свое состояние за счет производства и реализации товаров и услуг. Сегодня же олигархи на аферах и мошенничестве богатеют мгновенно. Вот Сорос обвалил английский фунт и «заработал» миллиард и двести миллионов долларов, став при этом украшением мировой «элиты». Раньше за мошенничество ради 300 процентов прибыли, о которых писал Динник, цитировавшийся Марксом в «Капитале», можно было и на виселицу угодить. А теперь, имея несколько тысяч процентов прибыли, олигархи не подвергаются никакому риску. Почему? На этот вопрос со знанием дела отвечает тот же Сорос. Аферы на финансовых рынках он сравнивает «с огромным катящимся шаром, который разоряет на своем пути национальные экономики». В связи с этим Сорос пишет: «Я сознавал пагубные последствия своих действий, но я играл (разорение государства называется «игрой»! – В.Е.) по правилам… Правила разрабатываются властями, но в демократическом обществе власти избираются игроками». Откровеннее не скажешь!
Главной чертой современного «царства угнетателей» является замена экономики хрематистикой (с греч. «хрема» – богатство, обогащение). Понятие «хрематистика» в научный оборот первым ввел еще Аристотель в качестве антипода экономики. Если целью экономики является удовлетворение потребностей человка, то целью хрематистики, по Аристотелю, – «сколачивание богатства в торговой деятельности любыми путями до бесконечности…». Сегодня на финансово-валютных рынках прокручивается ежедневно более пяти триллионов долларов! Это треть годового объема мирового торговли. Но только один-два процента валютных операций обслуживают реальные потоки товаров и услуг. Все остальное – аферы, спекуляции и махинации. В общем, все свободно продается и покупается…
Упорно подчеркивается, в том числе по отношению к историческим символам: курс на всемирное восстановление и поддержку в РФ «царства угнетателей», а про справедливость и борьбу за нее предлагается забыть. То есть курс не вперед, а назад! Между тем однозначное осуждение всего, что связано с нашей Великой революцией, стремление очернить ее, демонизировать героев той эпохи или наложить на них табу нисколько не страхует от революций в будущем. Самообман это: закрыть глаза и не извлекать уроков из прошлого. Постыдно прятать, например, ленинский Мавзолей во время нынешних торжеств на Красной площади. Он ведь стал символом не только Великого Октября, но и Великой Победы, поскольку с ним неразрывно связаны два легендарных парада – в ноябре 1941-го и в июне 1945-го. Но самое главное – недопустимо «прятать», что значит для всех нас основатель первого в мире социалистического государства Владимир Ильич Ленин и что достигнуто этим государством за годы существования!
Скажем прямо: прячут прежде всего потому, что видят в тех величайших достижениях живой укор себе. Вспомним, Первая мировая война, а затем иностранные военные интервенции доконали и без того слабую экономику России. В 1920 году объем ее составлял треть от уровня 1913 года. Таков был старт плана ГОЭЛРО. Когда Ленин рассказал английскому писателю Уэллсу о перспективах электрофикации России, знаменитый фантаст признавался: «В какое бы волшебное зеркало я не глядел, я не могу увидеть ту Россию будущего». В брошюре «Россия во мгле», написанной после возвращения из России, ленинскую электрофикацию Уэллс назвал «электрофикацией», а Ленина – «кремлевским мечтателем».
Но, прощаясь с Уэллсом, советский вождь пригласил писателя приехать через 10 лет. И он приехал. План электрофикации был перевыполнен в 5,4 раза, а уровень экономики 1913 года вместо запланированного удвоения превзойден в 5,7 раза! У писателя состоялась беседа со Сталиным, была поездка по Советской стране. И на этот раз после возвращения Уэллс поведал миру о поразительных успехах социалистического строительства в «царстве угнетенных» – на фоне кризиса в странах капиталистического Запада.
Поразительно, но это неопровержимый факт: за двадцать лет – с 1920 по 1940 год – во враждебном капиталистическом окружении, бойкотировавшем молодую Советскую республику, была создана мощь, выдержавшая удар почти всего европейского экономического потенциала. Ведь известно, что перед нападением на СССР Гитлер покорил одиннадцать государств и сосредоточил в своих руках все их ресурсы. Вместе с гитлеровскими полчищами в войне против Советского Союза участвовали десятки дивизий других европейских стран.
А что создано за двадцать либерально-рыночных лет? Ельцинско-гайдаровский погром России в десятки раз превысил урон от нашествий Наполеона и Гитлера, вместе взятых. И за этот период либералы даже не смогли восстановить советский уровень экономики. Вот об этом, в сравнении, стоило бы поведать в России на страницах единого учебника истории, а не выплескивать на головы учеников весь антикоммунистический мусор последних 25 лет: «Насильственная коллективизация… Раскулачивание… Сопротивление крестьян… Партийные органы как инструмент сталинской политики [здесь так и просится одно уточнение: а могут ли в принципе любые партийные органы не быть инструментом чьей-то политики? Скажем, инструментом чьей политики являются органы «Единой России»? Хотя, конечно, по мощи их даже и отдаленно нельзя сравнить с органами ВКП(б)…]… Ужесточение цензуры… Массовые политические репрессии…». Ну далее, как говорится, везде. Вот и спрашивается: как господа историки, сотворившие такое, помогают объяснять школьникам РФ, а каким же образом именно в этот период был создан поистине грандиозный экономический базис, который позволил выиграть Великую Отечественную войну и спасти весь мир от нацистской чумы? Из чего это вытекает? Из пресловутых «массовых репрессий»?! Из «насильственных методов индустриализации»? Не ущербна ли подобная «взвешенная концепция»?
О том, что великая память советской эпохи раздражает теперешних правителей, свидетельствует и их намерение ликвидировать исторический мемориальный комплекс возле Кремля. Убрать эти советские захоронения подальше с глаз долой – в деревню Сгонники, в четырех километрах севернее Мытищ. Постыдное, кощунственное намерение!
Захоронения в Кремле совершаются испокон веков. Там покоятся цари и патриархи. Есть старинные могилы и возле храма Василия Блаженного. Во времена Московского государства вдоль Кремлевской стены только между Спасскими и Никольскими воротами располагалось пятнадцать погостов (по числу находившихся там церквей). После сильного пожара в 1493 году, когда сгорели все деревянные сооружения близ Кремля – церкви, хоромы, лавки и избы, Иван III повелел для предохранения впредь Кремля от пожара очистить место у его стены от всех построек на расстоянии 110 саженей. Многим современникам это решение не понравилось.Но вскоре погребения на Красной площади возобновились. Так, в 1552 году царь Иван Грозный, все бояре и приближенные присутствовали на торжественных похоронах юродивого Василия Блаженного на погосте церкви св.Троицы над Кремлевским рвом (ныне на ее месте – Покровский собор, или храм Василия Блаженного). Там же покоится под спудом останки юродивого Иоанна Вологодского и других наших предков. Близ Покровского собора и Спасских ворот совершались казни; у рва хоронили казненных. Близ Константино-Еленинской башни – тогда главной башни Кремля – находилось кладбище на пространстве 8 саженей до 1689 года. А советские захоронения начались по народной инициативе, что называется, снизу. Представители районных военно-революционных комитетов Москвы после подавления юнкерского мятежа в начале ноября 1917 года приняли решение похоронить его жертв у Кремлевской стены.
«Раньше в Кремле хоронили царей, теперь наш царь – народ! И мы должны похоронить представителей народа в этом святом для России месте!» – заявили известному американскому журналисту-коммунисту Джону Риду организаторы похорон (кстати, сам Джон Рид позднее был похоронен в Кремлевской стене).
Перед Кремлем тогда сделали две братские могилы. Первая – от Никольских ворот до Сенатской башни, а вторая – от Сенатской башни и почти до Спасских ворот. 10 ноября 1917 года при огромном стечении народа со всей Москвы сюда опустили 240 гробов. На Всероссийском церковном соборе в связи с этим разгорелись страсти. Напомним читателю: Петр I ликвидировал в России институт патриархов, а Советская власть его восстановила. Вновь избранный патриарх Никон в конце концов освятил братские могилы. А к первой годовщине Октябрьской революции В.И.Ленин открыл здесь мемориальную доску работы скульптора С.Т.Коненкова.
Между двумя братскими могилами у подножия Сенатской башни и в Кремлевской стене похоронены:
– выдающиеся деятели Коммунистической партии и Советского государства, в их числе И.В.Сталин, В.М.Молотов, Ф.Э.Дзержинский, Л.И.Брежнев, А.Н.Косыгин;
– прославленные полководцы, маршалы Советского Союза, в том числе единственный четырежды Герой Советского Союза Г.К.Жуков, дважды Герой Советского Союза И.С.Конев, Р.Я. Малиновский, К.К. Рокоссовский, С.К.Тимошенко, И.И.Якубовский;
– всемирно известные ученые, в том числе трижды Герой Социалистического Труда М.В.Келдыш и И.В.Курчатов, дважды Герой Социалистического Труда С.П.Королев;
– легендарные летчики Валерий Чкалов и Анатолий Серов, первый космонавт планеты Ю.А.Гагарин, космонавты В.Н.Волков, В.М.Комавров, В.И.Пацаев;
– первые женщины – Герои Советского Союза М.М.Раскова и П.Д.Осипенко, которые вместе с В.С.Гризодубовой установили мировой рекорд на дальность беспосадочного перелета Москва–Дальний Восток;
– всемирно известные деятели международного рабочего движения, руководители коммунистических партий ряда стран.
Всех великих и выдающихся, составляющих славу Отечества, долго перечислять. Очень важно, что все они здесь вместе и составляют таким образом как бы именное лицо советской эпохи, которую Александр Зиновьев назвал вершиной российской истории. Важно и то, что похоронены они на священном, поистине сакральном месте, каким является Красная площадь.
Теперь говорят, что «кладбище» мешает концертам, которые иногда проводятся на Красной площади. Дескать, не сочетается с ними. Но это – лицемерие. В Кремле и в советское время концерты бывали, причем на регулярной основе. Почему же не переносят в Сгонники кремлевские могилы царей и патриархов? Заметим: безбожники-коммунисты их прах не потревожили, а либералы, мелькающие ныне на богослужениях, безбожно громят памятники и символы Советской власти. Теперь вот берутся и за священные могилы эпохи…
Подобный процесс известен историкам. В 1658 году торжественно похоронили вождя английской революции, полновластного правителя страны Оливера Кромвеля. Он казался современникам выдающейся личностью, воплощением всех человеческих добродетелей. Но через несколько лет, когда к власти пришли другие, происходит обратное. Кромвель бичуется прессой как «кровавый диктатор», «цареубийца», «исчадие ада», а сама революция клеймится как «коварный заговор» и «узурпация власти». Все совершенное за 20 революционных лет подвергалось злобному поношению. Останки Кромвеля извлекли из саркофага и повесили, а голову выставили на крыше Вестминстер-Холла. Добропорядочные англосаксы оплевывали скелет бывшего кумира, расставаясь с прошлым…
Но прошли годы. И что же? В Лондоне стоит памятник Оливеру Кромвелю. Сегодня каждый английский школьник скажет: «Кромвель – крупнейшая историческая фигура, гордость британской нации».
То же самое было и во Франции. В 1815 году все 26 лет со дня взятия революционерами Бастилии, включая правление Наполеона, были объявлены пагубными и преступными. Революцию окрестили «заговоров масонов». Ее вождей заклеймили как «тиранов», «узурпаторов» и «цареубийц». Как и в Англии, останки Марата и Мирабо вынесли из пантеона; прах Наполеона уцелел, ибо покоился далеко – на острове Святой Елены. А сегодня имена Марата и Мирабо чтут все просвещенные французы. На надгробье Наполеона, бережно перевезенного в Париж в 1840 году, – постоянно живые цветы. День победы – Французская революция – общенациональный праздник.
Перезахоронение государственных деятелей, заметил профессор Л.Фризман, «ничего не меняет в нашем представлении о них. Оно характеризует лишь тех, кто это сделал. То, что какой-то деятель предан земле в таком-то месте, отражает отношение его современников в момент его смерти. Это уже свершилось, и ничего изменить нельзя… Надо только знать всю правду, обо всем и обо всех».
Уместно вспомнить, что в хрущевские времена из Мавзолея уже вынесли одно тело – Сталина. Несмотря на это, многие люди остались верными своему кумиру и по сей день.
Испокон веков на Красной площади соседствовали погосты, государственные торжества и гулянья. В начале XVIII века там был построен театр – Комедийная хоромина – на 500 мест, хотя рядом существовал погост Покровского собора. Вспомним, слова мудрого Пушкина: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть». В советское время, как и во все времена, Красная площадь была по-особенному торжественной и величественной. Особое, возвышенное настроение сразу же охватывало каждого, кто вступал на эту брусчатку, слышал звон Кремлевских курантов, созерцал парадную смену караула перед ленинским Мавзолеем. Теперь же делается все возможное и невозможное, чтобы полностью уничтожить этот сакральных дух нашей истории на главной площади страны. Раньше-то все кремлевские концерты были высочайшего уровня. А каково ныне видеть и слышать здесь самую низкопробную, пошлую попсу? Зачем устраивать тут каток – разве другого места для этого нет? Или какие-нибудь потешные «соревнования» в беге дам на высоких каблуках, автомобильные гонки вокруг Кремля… Антиисторично и безнравственно искать источник и оправдание собственного аморализма в действиях предков времен революций и Гражданской войны.
Номер газеты:
Добавить комментарий