В.И. Ленин о работе партии большевиков с молодежью

С январских дней 1905 г. на переднем крае революции вместе со старшим поколением находилась и передовая молодежь – рабочие, студенты, крестьяне. Как никто другой из большевиков, В.И.Ленин ценил молодежь и верил в нее. Не случайно в грозные дни революции именно он указал на молодежь как боевую силу в борьбе с самодержавием. И когда выдвинул задачу – расширять социал-демократическую армию, «мобилизовывать запасных и резервных», то имел в виду прежде всего и главным образом молодых пролетариев, революционно настроенное студенчество.

Следует заметить, что до сих пор исследователи взглядов В.И.Ленина на молодежь рассматривают его суждения периода 1905г. вне контекста тех писем, которые он получал из российской столицы. Между тем, вне этой переписки невозможно понять, чем были вызваны принципиальные указания вождя партии, поступавшие в Петербург, правильно понять пафос его статьи «Новые задачи и новые силы».

Вообще этот вопрос требует специального освещения. Здесь же ограничимся лишь ссылкой на письма секретаря Бюро Комитетов Большинства и Петербургского Комитета партии С.И.Гусева, посланные В.И.Ленину в январе 1905 г. «Чувствуется, - писал он, - сильный недостаток в организаторах, агитаторах и пропагандистах. Присылайте возможно больше хороших практиков». Он просил присылать из-за границы людей на помощь профессиональным революционерам, «так как движение обещает разрастись до грандиозных размеров». При этом он отмечал, что «теперь предложение услуг со всех сторон огромное, но все народ этот молодой, неопытный, неизвестно, насколько верный, и т.д.».

Энергично, даже резко реагировал Владимир Ильич на поступавшие из России подобные просьбы, жалобы на отсутствие людей в организациях. «Нужны молодые силы, - писал он в Петербург. – Я бы советовал прямо расстреливать на месте тех, кто позволяет себе говорить, что людей нет. В России людей тьма, надо только шире и смелее, смелее и шире, еще раз шире и еще раз смелее вербовать молодежь, не боясь ее. Время военное. Молодежь решит исход всей борьбы, и студенческая и еще больше рабочая молодежь».

Так писал вождь большевиков, находившийся вдали от России, но видевший ее гораздо лучше тех, кто работал на местах. Он категорически не соглашался с утверждением об отсутствии людей: «Люди есть, - уверенно заявлял он со страниц газеты «Вперед», - никогда не бывало у революционной России такой массы людей как теперь». Если же организатор-практик в новых условиях роста новых, молодых сил жалуется на отсутствие людей, впадает в иллюзии, признается, что его ослепили события, что не он владеет ими, а они им, то такой работник – не революционер, и ему, как советовал Владимир Ильич, «лучше уйти на покой, очистить место молодым силам, у которых энергия возместит с лихвой обычную и заученную рутину».

В.И.Ленин решительно выступил против «идиотской, филистерской, обломовской боязни молодежи» и призывал большевиков бороться с этой боязнью всеми силами. При этом он давал ценные практические советы и рекомендации по привлечению молодежи в революцию, по организации, обучению, воспитанию юных бойцов, обеспечению преемственности в социал-демократической работе между опытными революционерами.

«Бросьте все старые привычки неподвижности, чинопочитания и пр. Основывайте из молодежи сотни кружков впередовцев и поощряйте их работать вовсю. Расширяйте комитет втрое приемом молодежи, создавайте пяток или десяток подкомитетов, «кооптируйте» всякого и каждого честного и энергичного человека… Время военное. Либо новые, молодые, свежие, энергичные военные организации повсюду для революционной социал-демократической работы всех сортов, всех видов и во всех слоях, - либо вы погибнете со славой «комитетских» людей с печатями», - заявил в феврале 1905 г. В.И.Ленин С.И.Гусеву и члену Бюро Комитетов Большинства А.А.Богданову.

Профессиональный революционер, как указывал В.И.Ленин, должен создавать в каждом месте десятки новых связей, давать под своим руководством всю работу в руки молодых, учить и подтягивать их этой работой, через месяц-два возвращаться для проверки «молодых заместителей». Двинуть молодых помощников хотя бы для временного замещения «высших должностей» - от этого в общем и целом дело только выиграет, ибо молодежь подучится на более ответственной работе, а возможные ее ошибки старшие быстро исправят.

Немедленно объединять и пускать в ход всех революционно-инициативных людей, создавать из молодежи заместителей и помощников, готовить запасных и резервных, доверять ответственную работу – все это было направлено на втягивание юного поколения в движение, на развитие его революционной активности, обеспечение прочной преемственности поколений борцов.

Разъясняя профессиональным революционерам, «что на войне неизбежно и необходимо пополнять свои ряды менее подготовленными рекрутами», Владимир Ильич настоятельно советовал им не бояться неподготовленности молодых, не сетовать на их неопытность. «Не хныкайте, - писал он, - по поводу того, что они зеленые».

Изменившиеся в ходе революции требования к организации и способам обучения молодых бойцов нашли глубокое отражение в статье «Новые задачи и новые силы», опубликованной В.И.Лениным в марте 1905 г. на страницах газеты «Вперед». Эта статья сыграла важную роль в привлечении молодежи к участию в Первой русской революции.

В статье В.И.Ленин проводил мысль о том, что большевики должны обязательно считаться с изменениями в объективных условиях их деятельности, с ростом движения, приспособляться к совершенно новому его размаху. В революционное время нужны совсем иные масштабы, иной темп всей партийной работы, нужны ее новые формы, способствующие уровню и задачам движения. В.И.Ленин рассматривал их в связи с организацией и обучением новых сил, вступающих в революцию.

В.И.Ленин вскрыл причины возникновения поистине парадоксальной ситуации, когда в распоряжении революции была масса людей, особенно молодых, а раздавались голоса, что их нет, не хватает. Складывавшиеся в течение многих лет у профессиональных революционеров методы работы в условиях строжайшей конспирации теперь, в новых условиях, в период революционного подъема, охватившего огромные массы, уже определенным образом сдерживали движение. В новых условиях требовалась широкая организационная работа, ибо именно от меры организованности пролетариата зависело, насколько прочны и верны будут все реальные преобразования революции.

Эта организационная работа предусматривала прежде всего умножение и укрепление партийных организаций, расширение их состава, а также примыкающих к РСДРП организаций. Без этого невозможно было бы идти в ногу с возросшим многократно потоком народной революционной энергии, обеспечивать партийное руководство движением. Чем больше расширяется движение, тем важнее крепкая большевистская организация, умеющая создавать новые русла для потоков, тем насущнее задача партии руководить классом, быть его организатором, тем больше значение социал-демократической самодеятельности, выше требования, предъявляемые к революционной инициативе большевиков, тем важнее их организационное руководство для охраны независимости рабочего класса от буржуазии.
В.И.Ленин прямо указывал, что состав партийных организаций должен пополняться в первую очередь за счет молодежи. Он писал: «… Вербуйте больше рабочей молодежи, расширяйте обычные рамки всех партийных организаций, начиная от комитетов, и кончая фабричными группами, цеховыми союзами, студенческими кружками!».

В 1905 г. под влиянием событий, стихийно, помимо организации РСДРП повсюду в стране возникали тысячи кружков, не имевших определенной программы и цели. Вождь большевиков поставил перед партийными организациями задачу – укрепить непосредственные отношения с возможно большим числом таких кружков, чтобы оказывать им помощь, просвещать запасом своих знаний и опыта, оживлять своей революционной инициативой. Он призвал развивать активность, самодеятельность кружков – давать больше простора их самым разнообразным предприятиям, памятуя, что верность пути кружков обеспечивается и советами большевиков и неумолимыми требованиями самого хода революционных событий.

В.И. Ленин раскрыл существо организационных отношений между РСДРП и кружками. Кружки, кроме сознательно несоциал-демократических, должны либо входить в партию, либо примыкать к ней. В последнем случае нельзя требовать ни принятия ими программы РСДРП, ни обязательных организационных отношений с ними. Но в этих кружках должны вырабатываться сначала демократические помощники РСДРП, а затем ее убежденные члены. Выполнение кружками этих важнейших функций зависело в первую очередь от влияния на них социал-демократов.

В.И.Ленин уделял особое внимание организации молодежи, нацеливая на это и комитеты РСДРП, требовал согласованного приложения всех ее сил. В этот период шла острая борьба за влияние на молодых «рекрутов», привлечение их на свою сторону. В таких условиях всякое промедление в вербовке молодежи «послужит на пользу врагам социал-демократии, ибо новые ручьи ищут выхода немедленно и, не находя соц.-дем.русла, они будут устремляться в несоц.-демократическое». Вождь советовал смелее, шире и быстрее вербовать молодых борцов в ряды партийных организаций, отмечая, что для этого надо, не медля ни минуты, создавать сотни новых организаций.

Занимаясь широкой работой, связанной с молодежью, большевики под руководством В.И.Ленина не забывали о необходимости идейной подготовки новых сил, их систематического обучения марксизму, воспитательной работы с молодежью.

В.И.Ленин отмечал, что в новых условиях революционного подъема прежде всего неизмеримо возросла воспитательная, обучающая роль самого движения, происходящих на глазах молодежи и с ее участием революционных событий. Ход этих событий давал повсюду предметные уроки массе, которые подтверждали именно теорию марксизма, и большевикам было крайне важно пользоваться именно этим обстоятельством для революционного воспитания бойцов. В.И.Ленин напоминал комитетам РСДРП, что каждый практический шаг движения будет неизбежно и неминуемо учить неподготовленных «в нашем духе», будет учить марксизму. «Только не надо, - предупреждал он, - принижать эту науку до книжной догмы». Теперь крайне важно пользоваться «наглядными уроками великих революционных событий».

Еще в процессе подготовки плана статьи Ленин записывал, что «революция есть война», подчеркивал, что наступает «военное время», что «борьба учит», она требует «учиться иначе: в бою». В статье эти мысли становятся четкими, оформленными положением о значении личного участия в движении, в борьбе, в революционных военных действиях для классовой закалки молодого человека. Отсюда следовало первое указание комитета РСДРП: «В военное время рекрутов надо учить непосредственно на военных действиях». Вождь революции призвал организации смелее составлять новые и новые дружины и посылать их в бой, давать больше простора разнообразным предприятиям самых различных групп и кружков, почину и инициативе людей – и тогда большевики окажутся достойными представителями великого революционного класса, тогда пролетариат России так же геройски проведет всю великую русскую революцию, как геройски ее начал.

Ленинская статья была воспринята большевиками как прямое руководство к действию. Об этом сразу же написал В.И.Ленину С.И.Гусев: «Работы без конца, сил много, и что лучше всего, - что публика начинает понемногу отрешаться от рутины, становится смелее, свободней, пускает в организацию молодежь. Ваша статья в 9№ меня крайне обрадовала».

Таким образом, статья В.И.Ленина «Новые задачи и новые силы» четко ориентировала большевиков в крайне важных вопросах их деятельности: привлечение молодых сил в движение, организация, обучение и воспитание юношества в ходе революционных событий. Наряду с другими ленинскими работами, письмами она явилась прекрасным образцом того, как даже в самые бурные, невероятно скоротечные дни политик должен идти в ногу с событиями, вырабатывать верные решения.

Автор: 
В.Е.ЕГОРЫЧЕВ, Гродно
Номер газеты: 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
1 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.