Закон о карте поляка не соответствует ряду положений международного права

Конституционный суд Беларуси рассмотрел по предложению Палаты представителей соответствие закона Польши «О карте поляка» нормам международного права.

Председатель Конституционного суда Петр Миклашевич, излагая позицию судебного органа, заявил, что отдельные нормы польского закона не соответствуют некоторым нормам международного права.
В частности, в своем решении КС озвучил позицию по положениям закона, которые касаются определенных общественных объединений, зарегистрированных и действующих в Беларуси. Документ устанавливает для них правомочия на решения вопросов, связанных с выдачей карты поляка. Таким образом, эти нормы, согласно польскому закону, распространяются на субъектов права, находящихся под юрисдикцией белорусского государства. Но упомянутые нормы не соответствуют общепризнанным принципам суверенного равенства государств и невмешательства в дела, которые входят во внутреннюю компетенцию государства. Эти принципы предусмотрены в Уставе ООН и Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с упомянутым уставом. Декларация была одобрена резолюцией Генассамблеи ООН от 24 октября 1970 года №2625.
Кроме того, в законе о карте поляка есть нормы, которые касаются вопросов выдачи белорусским гражданам таких карт консулом Республики Польша, осуществляющим свои функции в Беларуси. Они не соответствуют статьям 5 и 73 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года, а также статьям 26 и 29 Консульской конвенции между Республикой Беларусь и Республикой Польша от 2 марта 1992 года. Реализация норм польского закона нарушает и положения Договора между Республикой Беларусь и Республикой Польша о добрососедстве и дружелюбном сотрудничестве от 23 июня 1992 года. Упомянутый закон дает белорусским гражданам, получившим карту поляка, право на льготный визовый режим и привилегии по трудоустройству. Однако эти нормы установлены в одностороннем порядке, без согласования с белорусской стороной, как этого требует Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Республики Польша о взаимных поездках граждан от 20 декабря 2007 года. Противоречие возникает и с межправительственным соглашением от 27 сентября 1995 года, которое касается вопросов трудоустройства граждан двух стран. То есть нарушается общепризнанный принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, предусмотренный в уже упомянутой декларации. Нарушены и положения статей 26 и 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года.
Исследования всех материалов, ответов, которые поступили в КС из Госсекретариата Совбеза, Минюста, Аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей и других госструктур, показывают, что с белорусской стороны после принятия польского закона как раз и были возражения. «Наша республика поставила под сомнение возможность реализации Закона Республики Польша «О карте поляка» у нас на территории», – подчеркнула судья. Были проведены межмидовские консультации по карте поляка.
Ольга Сергеева отметила, что сегодняшнее решение КС – это «наше внутреннее правило». Оно может быть использовано МИД Беларуси в качестве «определенного основания для выстраивания своей позиции в дальнейших переговорах и консультациях с польской стороной», сказала она. Судья также добавила: «То, что мы нацелены на выстраивание дружеских отношений с Польшей – не подлежит сомнению».

Автор: 
По материалам БЕЛТА
Номер газеты: