Духовно-нравственные основы Великой Победы

Настоящая тема является актуальной на современном этапе, да и на все времена. С одной стороны, мы вновь и вновь обращаемся к истории Великой Отечественной войны, героизму советского народа в борьбе с фашизмом.
С другой стороны, не можем проходить мимо фальсификации военной истории вообще и духовно-нравственной стороны в частности.
Опубликованные военно-исторические материалы, мемуары полководцев и писателей времен войны, а также выступления участников Великой Отечественной, направленные на отстаивание исторической правды, вновь и вновь подтверждают одну из закономерностей войны – духовной силе, моральном духе народа и армии как одном из важнейших факторов Победы над противником и о том, что при прочих равных условиях с новой силой подтверждается вывод В.И.Ленина о том, что «Победа в конечном итоге обуславливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь».
А Маршал Советского Союза, полководец Великой Отечественной Г.К.Жуков, развивая мысль В.И.Ленина, сказал: «Крупнейшие битвы и сражения выигрывают те войска, которые отличаются железной волей к победе, осознанностью целей, стойкостью духа и преданностью Знамени, под которым они идут в бой».
Обращение к разговору о духовно-нравственной стороне Победы, одержанной в Великой Отечественной войне, защите чести и достоинства фронтовиков и всего советского народа диктуется обилием за последнее время на книжных прилавках писаний о войне, которую можно назвать как «мемуары врага», воспоминаний генералов и солдат вермахта.
Свидетельства, дневники, мемуары военных преступников во многом проливают свет на всю психологию убийц и анатомию их зверств; подтверждают ту историческую правду - с каким жестоким врагом пришлось столкнуться нашему военному поколению, солдатам и офицерам Красной Армии, всему советскому народу в годы Великой Отечественной войны.
И еще одно обстоятельство вызывает необходимость обращения к данной теме. В общем потоке фальсификационного писания немало льется грязи на духовно-нравственную основу советского солдата. Известно, в последние годы развелось немало сочинителей, и особенно зарубежных, которые всячески извращают смысл Великой победы.
Причины провала гитлеровских планов «молниеносной войны» против СССР, поражения немецко-фашистских войск под Москвой, Сталинградом, Курском и другие вплоть до Берлинского сражения, фальсификаторы истории сводят, как правило, во-первых, к ошибкам Гитлера в политической и военной областях; во-вторых, к неблагоприятным климатическим условиям и огромным пространствам СССР; в-третьих, к помощи Советскому Союзу со стороны союзников. Воинское искусство полководцев, воинское мастерство и героизм Красной Армии, самоотверженные усилия всего советского народа во главе с Коммунистической партией по организации отпора врагу «выпадают» из поля зрения Западной историографии. Извращается весь ход войны. Не соответствуют действительности заявления фальсификаторов о том, что все на фронте держалось на насилии, и атаки красноармейцев были только под страхом расстрела. Это мерзкая ложь и болотная грязь в отношении духовного облика защитника Отечества.
О душевном состоянии солдата на фронте, в частности солдата-пехотинца широко показано Владимиром Карповым в книге «Генералиссимус» (изд. 2000г.). Он писал: «Почему люди так спешат туда, вперед, навстречу возможной смерти? Люди бегут в атаку не для того, чтобы побыстрее преодолеть зону губительного металла. Каждый шел в атаку, надеясь остаться в живых. Они не говорили громких слов, они делали большие дела. И о чем бы ни думал солдат перед атакой, все сводилось к тому, что надо, прежде всего, победить фашистов, сделать наше большое общее дело, тогда и мое счастье станет реальным».
Думается, нет необходимости говорить пространно о величии духовности и нравственной силе советского солдата, обоснованного в философской литературе и воспетого во всех формах искусства. Только подчеркну, все богатство духовно-нравственного облика советского солдата наиболее зримо глубоко и ярко выражено в могучей скульптуре советского воина со спасенной девочкой на руках, установленной на холме историко-мемориального комплекса в Трептов-парке в Берлине. В основе образа солдата-освободителя заложен реальный духовный поступок белоруса Лукъяновича, который 25 апреля 1945 года ценой своей жизни спас немецкую девочку. У поэта Анатолия Милевского есть специальный стих «В Трептов-парке»:
И над гранитным покоем,
Головой в облаках,
Высится бронзовый воин
С девочкой на руках.
Советские люди в первые дни войны еще не знали, с каким злобным врагом им пришлось столкнуться, не представляли всей глубины падения немецкой военщины, пропитанной ядом национального превосходства.
Многие поначалу даже не верили, что гитлеровцы грабят и убивают мирное население, никого не щадя. Поэтому нужно было с началом войны воспитывать у народов Советского Союза законное чувство ненависти к фашистам, ибо нельзя победить врага, не научившись ненавидеть его всеми силами души.
В ходе Великой Отечественной войны, как известно, произошло столкновение не только военной и экономической мощи государств, но и острейшее противостояние духовных сил, прямо противоположных по своей философской и идейной сути.
В провозглашенном известном лозунге И.В.Сталина 3 июля 1941г. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» была обоснована закономерность победы прогрессивного социалистического строя и крах фашизма, обоснован духовный смысл справедливой Отечественной войны советского народа и его Красной Армии. В этой речи предельно точно выражена конечная цель войны: ведение ее только до полной победы над агрессией, уничтожение фашизма. Эта целевая установка была в основе всей перестройки сознания народа и армии с мирного на военный лад, проводимой под руководством коммунистической партии в лице военных советов, политорганов, командно-политического состава.
Несомненно, значение духовного фактора в достижении Великой победы рассматривается в диалектическом единстве экономических и материальных возможностей государства, и других факторов, обеспечивающих успешное ведение войны. Духовный фактор, будучи одним из важнейших, создает предпосылки для военного успеха не автоматически, а лишь опираясь на материалистический фактор.
Подводя итоги войны и давая оценки соотношения духовных и материальных факторов, И.В.Сталин в речи на собрании избирателей Москвы 9 февраля 1946г. четко подчеркнул: «Было бы ошибочным утверждать, что мы добились победы благодаря храбрости наших войск. Без храбрости, конечно, невозможно добиться победы. Но одной лишь храбрости недостаточно для того, чтобы одолеть врага, имеющего многочисленную армию, первоклассное вооружение, хорошо обученные офицерские кадры и неплохое снабжение. Чтобы принять удар такого врага, дать ему отпор, а потом нанести ему полное поражение, необходимо было иметь, кроме беспримерной храбрости наших войск, вполне современное вооружение, притом в достаточном количестве, и хорошо поставленное снабжение – тоже в достаточных размерах».
Не вдаваясь глубоко в теорию «духовного фактора», «морального фактора», «морально-политического», «духовных сил», «нравственных сил» и т.д. как однопорядковых, близких, но не равнозначных по своему объему категорий, только подчеркну, что решающая роль в конечном итоге принадлежит политическим и духовным идеям, взглядам, качествам, чувствам, которые определяют основную социальную направленность духовного фактора в войне, глубоко отражают осознанное отношение людей к целям, характеру и последствиям войны и их духовную способность к достижению победы над врагом.
Духовная решимость Советской Армии, монолитная дружба народов в годы войны способствовала переносить защитникам Отечества самые тяжелые испытания и не утратить воли по достижению Великой победы. Духовные и нравственные силы участников былых сражений проникнуты духом исторического оптимизма, глубокой убежденностью в торжестве социалистических идей, победе над агрессором. Идейная убежденность красноармейцев была такой, что они не мыслили иного исхода войны, кроме победы над фашизмом.
Без глубокой убежденности человека в необходимости совершения того или иного патриотического мужественного поступка, действия немыслимы. Об этом воочию свидетельствуют и предсмертные письма, записки воинов времен Великой Отечественной войны, опубликованные в книге «Говорят погибшие герои» (изд. 1979г.).
Эта книга – последние слова тех, кто заплатил своей жизнью за свободу Родины. Одни из них написаны перед смертью людьми, попавшими в фашистские застенки, другие – солдатами в огне сражений, третьи – партизанами во вражеском тылу. Перед лицом смерти обращались они со словами прощения к современникам, к будущим поколениям.
Бесценные человеческие документы, которые собраны в книге, потрясают до глубины души. Завещания погибших героев, полные отваги и беспредельного героизма, нельзя читать равнодушно.
Несколько строчек из писем:
1. Из письма лейтенанта Н.Т.Гатальского жене и детям 13 ноября 1941г.: «Может быть это письмо и будет последним, мои дорогие. Если от меня больше весточки не получите, то знайте, что я отдал свою жизнь честно за вас и свою любимую Родину».
2. Из письма танкиста А.Голикова жене: «…Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем – Павел Абрамов и я. Мы, воины, не боимся умереть за Родину. Мы думаем, как бы подороже немцам заплатить за нас, за нашу жизнь».
3. Надпись сержанта Г.С.Качамлика на комсомольском билете: «Умру, но не отступлю ни на шаг назад. Клянусь своей кровью» (9 февраля 1943г.).
4. Известная всему миру надпись, выбитая штыком на стене казармы в Северо-Западной части Брестской крепости: «Прощай Родина, но не сдаюсь» 22\VII-41г.
И подобных писем, надписей советских бойцов опубликовано в книге более 160.
На страницах героической истории нашего народа навсегда останется имя Д.М.Карбышева. Фашисты захватили его на поле боя, когда он был в бессознательном состоянии. Враги предложили крупному советскому военному специалисту сотрудничать с ними. Советский генерал с презрением отверг это предложение. Ему сулили большие награды, угрожали, пытали – ничто не сломило воли героя, он погиб, но не изменил Родине. Что же давало силы советскому патриоту сохранить стойкость в невероятно тяжелых условиях фашистских застенков? Ответом на этот вопрос служат слова самого Д.М.Карбышева, которые он бросил в лицо врагам: «…Родиной не торгуют».
Убеждения в глубокой классовой истинности своей позиции умножают духовные силы человека, позволяют ему мужественно встречать удары судьбы, совершать поступки, которые мы называем героическими.
Следует подчеркнуть, что формирование духовных сил в годы войны проистекало не стихийно, а организованно и целеустремленно. Под руководством коммунистической партии.
В годы войны, как и в мирное время, Ленинская коммунистическая партия являлась испытанным вождем советских людей, их вдохновителем и организатором всех побед. Ведь именно партия, являясь основной несущей конструкцией государства, взяла на себя всю полноту ответственности за судьбу страны и превратила ее в единый боевой лагерь.
На фронтах и в тылу, на оккупированной фашистами территории наша партия выступала как боевая, мобилизующая и направляющая сила. Она была поистине сражающейся партией.
Личным примером и проникновенным словом коммунисты укрепляли моральный дух народа, вели его на ратные и трудовые подвиги.
Годы грозных испытаний ознаменовались необычайным подъемом политической активности рабочих, колхозников, интеллигенции, воинов Красной Армии. Советские люди продемонстрировали свою кровную связь с коммунистической партией, глубокую веру в ее идеалы. Об этом ярко свидетельствует небывалый рост партийных рядов.
За четыре предвоенных года в члены партии было принято около 2-х млн. 200 тыс. человек.
Во время войны кандидатами в члены партии стало 5 млн. 300 тыс. человек и в члены ВКП(б) вступило 3 млн. 600 тыс. человек, в том числе в Вооруженных Силах – 4 млн. и 2 млн. 600 тыс. человек соответственно.
Три миллиона своих сыновей и дочерей партия потеряла на фронтах Великой Отечественной войны. Тем не менее, к концу войны в ее рядах было почти 6 млн. человек. Первичных парторганизаций насчитывалось свыше 244 тысяч.
В Красной Армии почти каждый второй являлся коммунистом или комсомольцем. В 1941 году в стране насчитывалось 15 ЦК компартий союзных республик, 139 краевых и областных партийных комитетов. В ходе войны был создан 21 обком партии. Эти органы через горкомы, райкомы партии через сеть первичных парторганизаций оказывали влияние на все стороны жизни страны.
Боевым штабом коммунистической партии, как всегда, являлся Центральный Комитет, твердо следовавший в своей деятельности ленинским заветам.
Напомню, в Белоруссии в годы войны действовало 10 обкомов, 17 других крупных руководящих подпольных центров, 176 горкомов и райкомов партии.
В последнее время при оценке итогов Великой Отечественной войны, особенно из-за наших больших потерь, ставится под сомнение вообще значимость достигнутой победы, поскольку, мол, мы победили исключительно за счет того, что «завалили» противника своими трупами.
Но результаты войны, цена победы – это, прежде всего, разгром врага, защита Родины, избавление своего и других народов от фашистского порабощения. В этой связи Приказ Ставки Верховного Главнокомандования: «Ни шагу назад!» был приказом совести, личной ответственности каждого советского бойца, каждого советского командира: ответственности за свою горящую в огне Родину. Приказ – стоять насмерть! Биться до последнего человека, до последнего патрона. И бились.
Нет слов, безмерно тяжелы утраты, жертвы этой войны. Но, все же, они не такие, как это нередко изображается. И нет, наверное, ничего более недостойного и кощунственного, как злорадство по поводу людских потерь, использование этой чрезвычайно болезненной темы в неблаговидных целях.
В изданиях военно-исторического характера подчас встречаются вроде бы каверзные вопросы, мол, до сих пор историки не могут ответить на основной вопрос: почему советский строй не уберег страну от трагедии 1941 года? Вопрос с претензией и антисоветской подкладкой. Толкования по этому вопросу могут быть разные, но суть одна: если бы не советский строй и не коммунистическая партия во главе со Сталиным, то к 1945 году могла быть не Великая наша победа, а трагедия, причем трагедия не только для нашей страны, а для всего человечества.
Несмотря на все неимоверные трудности, советские воины с боевым настроем и высоким моральным духом мужественно сражались с врагом, проявляя массовый героизм. За мужество и героизм, проявленные в годы войны, семь миллионов советских воинов награждены орденами и медалями, а 11млн. 600 тыс. наиболее отличившихся удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
В славной когорте Героев Советского Союза: 8 160 русских, 2 069 украинцев, 448 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 90 армян, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкир, 32 осетина, 18 марийцев, 18 туркмен, 15 литовцев, 14 таджиков, 13 латышей, 12 киргизов, 10 удмуртов, 9 карелов, 8 эстонцев, 8 калмыков, 6 адыгейцев, 5 абхазцев, 3 якута, 2 молдаванина, 1 тувинец.
О готовности к самопожертвованию советских солдат во имя победы над врагом свидетельствуют и другие факты:
- 26 воинов повторили подвиг Алексея Маресьева, добившегося права воевать и летать на самолетах после ампутации обеих ног;
- 595 воздушных таранов совершили летчики советских ВВС, в том числе 33 белоруса;
- 506 наземных таранов совершили экипажи наших бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей, в том числе 25 уроженцев Беларуси;
- 470 воинов закрыли своими телами амбразуры вражеских дотов, как это сделал Александр Матросов, в их числе 16 наших земляков;
- 160 танковых и 16 морских таранов совершили соответственно танкисты и военные моряки;
- 1206 героев, в том числе восемь белорусов, взорвали себя гранатами или бросились с ними под вражеские танки.
На фронтах Великой Отечественной воевали 1,3 миллиона белорусов и уроженцев Беларуси, 370 тысяч – в партизанских отрядах, 70 тысяч – в подполье. Наши земляки насмерть стояли под Москвой, Смоленском и Сталинградом, громили врага на Курской дуге, форсировали Днепр, разбили противника в операции «Багратион», штурмовали Берлин и освобождали Прагу.
О духовно-психологическом превосходстве советских воинов над нацистами свидетельствует ход и исход всех 50 стратегических, более 250-ти фронтовых и множество армейских операций в рамках Великой Отечественной войны. Все они полны мужества, великой духовной и нравственной силы.
Сталинградская битва - одна из самых ожесточенных и продолжительных сражений Второй мировой войны. Превосходство противника ощущалось во всем: в численности войск, в количестве самолетов и танков. Германское командование на карту поставило все военно-экономические ресурсы. Гитлер планировал продиктовать Сталину жесткие условия безоговорочной капитуляции. Однако фашисты не могли учесть одного – мощного духовного заряда и превосходства защитников Сталинграда, их глубочайшей убежденности и веры в победу, что в конечном итоге привело к разгрому врага, окружения 300-от тысячной немецкой группировки, а затем и пленении около 112 тысяч немецких солдат и офицеров, в том числе 22 генералов, во главе с фельдмаршалом Паулюсом.
Поражение гитлеровских войск под Сталинградом настолько было сильным, что вызвало подавление морально-психологического состояния солдат вермахта. «Сталинградский синдром» как добровольная сдача смерти прокатилась по обреченной армии Паулюса. Почти пять тысяч немецких солдат и офицеров покончили жизнь самоубийством.
Примеров героизма в годы войны неисчислимое множество. В этом плане военный писатель Николай Грибачев в свое время очень метко заметил, что даже в ста военно-исторических книгах не пересказать о всех подвигах. Потребуются тысячи и тысячи повестей. И литература, которая обладает особым чудодейственным средством, призвана в конкретном образе, как бы зримо и осязаемо передавать самое главное: чувства солдата, дух армии и народа, великий облик Победы.
Сегодня, рассеивая туман фальсификаторов о дегероизации Великой Отечественной войны принципиально важно доносить до общественного сознания то, за что и во имя чего сражался наш народ, доносить убежденность в том, что все-таки не напрасны были неимоверные усилия, приложенные во имя разгрома и искоренения фашизма.
В этой связи нельзя не вспомнить письмо К.Симонова американскому редактору Уинксу в 1960г. о «Живых и мертвых»: «Для того, чтобы объяснить, во имя чего пали мертвые, очень важно знать, что делают живые сейчас, когда на земле, слава Богу, мир, очень важно чувствовать, что жертвы были принесены недаром. Если бы наша Родина не одела шинели, если бы впереди ее полков не шли люди мужественные, самоотверженные, готовые в самых трудных обстоятельствах отдать жизнь за свою Родину, за свой народ, за идеи, которыми жили и живет этот народ… мы бы не существовали».
Интересы бережного отношения к Великой Победе и памяти тех, кто ее завоевал, отдал свою жизнь во имя избавления от фашизма, несовместимы с фактами фальсификации истории войны, с фактами надругательства над памятниками воинам-освободителям, с фактами, когда искусственно насаждаются раздоры среди народов.
Нравственная сила Великой Победы особенно проявилась в ходе освободительной миссии советских Вооруженных сил. Историческую миссию мог выполнить только патриот и интернационалист, беззаветно любящий свою Родину и уважающий интересы народов других стран, готовый сражаться за их освобождение также мужественно и смело, как он боролся за честь и независимость своей Родины.
При вступлении наших войск на территорию Польши, а затем Германии, Чехословакии, Венгрии и других стран командиры и политорганы руководствовались указаниями В.И.Ленина о том, что поведение воинов по отношению к народам, должно доказывать, что солдаты рабоче-крестьянской республики идут к ним «…не как уничтожители, а как освободители» и проявляли заботу о том, чтобы каждый советский воин чувствовал себя представителем великой социалистической державы за рубежом, и был патриотом и интернационалистом. Большую силу воздействия на сознание воинов, повышение их ответственности за выполнение интернационального долга и соблюдении нравственных устоев имели обращения и воззвания воинских Советов фронтов и армий к личному составу перед каждой наступательной операцией.
О соблюдении чести и достоинства советского воина за рубежом призывали все памятки, листовки, выпускаемые в то время политорганами. Вот один из текстов листовки 3-го Белорусского фронта: «Советский воин! Ты окружен любовью и уважением народа как воин-освободитель. Высоко неси это почетное звание! Будь везде дисциплинирован, культурен, подтянут! Береги любовь и уважение народа, которому ты принес освобождение, уважай его обычаи и законы».
В работе с личным составом военные Советы, командиры, политорганы проявляли оперативность и целеустремленность, терпеливо разъясняли воинам, что Красная Армия вступает на территории бывших вражеских государств как армия-освободительница, что нельзя ставить знак равенства между реакционными кругами и трудящимися массами этих стран. Принимались меры по спасению памятников истории и культуры народов освобождаемых стран. Осторожно относились к народному добру. В этом плане в одном из интервью корреспонденту профсоюзной газеты Беларуси «Беларуски час» Иван Ильич Кустов, Герой Советского Союза, глубоко и проникновенно поведал под общим лейтмотивом: «Мы поляков освобождали как своих добрых соседей».
О поддержании высокой бдительности и железной дисциплины в войсках Красной Армии на территориях освобождаемых государств Европы свидетельствует вся военно-политическая литература о войне. Если и были факты недисциплинированности со стороны отдельных красноармейцев, то они жестко пресекались и принимались дополнительные меры по всем линиям. К примеру, что стоит только листовка выпущенная политотделом 50-й армии накануне штурма Кенигсберга: «Не употребляйте трофейные спиртные напитки!». С приведением в листовке конкретных фактов, называя фамилии воинов, которые не вняли предостережениям командиров, нарушили требования приказов и, выпив трофейную жидкость, были отравлены.
Состояние дисциплины постоянно анализировалось командирами, политорганами и штабами всех уровней. 1 февраля 1945г. Военный Совет и Политуправление 3-го Белорусского фронта издало директиву «О повышении бдительности и дисциплины в новых условиях». В ней давалась острая политическая оценка фактам притупления бдительности, нарушения дисциплины и требовалось принятие неотложных мер по их предотвращению. Требования директивы были доведены до всего личного состава на собраниях, в беседах, в устной и печатной агитации.
История свято хранит массу примеров о героизме советских воинов, в основе которого заложены духовность, нравственная сила и замечательный характер славянской души в отличие от нацистской человеконенавистнической.
Боевые действия на территории зарубежных стран советские войска вели более года. В течение этого времени они гордо пронесли Знамя армии-освободительницы. И если над миром не опустилась мрачная ночь фашизма, то это не случилось благодаря выдающимся победам советских Вооруженных сил. Образ советского воина, ставший символом героизма и гуманизма, сохраняется в сердцах освобожденных им народов, как бы кому не хотелось, т.н. «демократам» и неонацистам.
Фашизм принес немецкому народу позор, несчастье, моральное падение в глазах всего человечества. Но советский солдат отличался своей гуманностью и благородством. Благодаря высокой политической сознательности, воинскому искусству, мужеству советский солдат достойно выполнил свою благородную миссию. Он протягивал руку помощи всем, кто ослаблен и обманут. На этот счет Маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский в своих воспоминаниях «Одер – Эльба» писал: «Стоило войскам остановиться на привал, как у походных солдатских кухонь появлялись голодные немецкие детишки. А потом подходили и взрослые. Чувствовали, что советские солдаты поделятся всем, что имеют, поделятся с русской щедростью и отзывчивостью людей, много испытавших и научившихся понимать и ценить жизнь».
Дуайт Эйзенхауэр, бывший верховный командующий союзными войсками при высадке десанта в Нормандии в июне 1944 года и открытии второго фронта, впоследствии Президент США, в своих военных мемуарах (изд. 1980г), несмотря на определенную идеологическую направленность трактовки итогов Второй мировой войны и в отношении Советского Союза, вынужден подчеркнуть о высокой духовно-психологической стойкости, мужестве и героизме солдат и офицеров Красной Армии, их преданности к своей Родине и неугасимой ненависти к нацистам и всем агрессорам, а также замечено американским высокопоставленным лицом о характерном великодушии и дружественном радушии славянского народа, проявлении порядочности во взаимоотношениях.
Можно было бы приводить и далее фундаментальные оценки и примеры о величии духовных и нравственных сил нашего народа, красноармейцев в годы Великой Отечественной войны.
В завершении выступления считаю необходимым подчеркнуть следующее. Базируясь на опыте Великой Отечественной войны и учете особенностей современных войн, в Военной доктрине Республики Беларусь (2001г.) зафиксировано фундаментальное положение о «поддержании на высоком уровне морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил и убежденности в правоте выполнения своего долга перед Республикой Беларусь», а в новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (2010г.) особая роль отводится патриотизму, как важнейшему фактору национальной безопасности страны в современных условиях, в основе которого находятся духовно-нравственные ценности белорусского народа. И это не подлежит обсуждению, а всецело входит в нашу действительность, нашу повседневную жизнь и ратный труд во имя защиты Отечества. Об этом неоднократно напоминает Президент страны главнокомандующий Вооруженными силами Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
В борьбе с фальсификаторами всех мастей значительная роль отводится истинным патриотам Отечества, тем, кто активно вносят в общественное сознание историческую правду и стоят на защите героизма всех поколений нашего народа, на защите Великой победы.
Наша общая задача - превратить дело Великой Победы, правду о Победе в действующее оружие по формированию и укреплению патриотизма во всех слоях нашего общества и особенно молодежи в борьбе за сильную и процветающую
Беларусь.

Автор: 
Василий КРАЮШИН
Номер газеты: